Разделы
Материалы

Закон о местном референдуме. Прямая демократия или инструмент для выяснения отношений?

Марина Шашкова
Фото: Getty Images | ДЕЛО В ШЛЯПЕ. Руслан Стефанчук, ратующий за закон о местном референдуме, считает, что после его принятия интерес украинцев к такой форме прямой демократии вырастет

Фракция "Слуга народа" представила законопроект о местном референдуме. В случае принятия документа украинцы смогут влиять на решения региональной власти.

Законодательство о местном референдуме существовало в Украине с 1991-го, но три года назад Конституционный Суд отменил закон, описывающий процедуру его проведения. Этим воспользовался президент Владимир Зеленский, который в гонке за президентское кресло пообещал вернуть украинцам народовластие.

Руслан Стефанчук, первый замглавы Верховной Рады и ключевой адвокат инициативы, в беседе с Фокусом отмечает, что местные референдумы пользовались популярностью среди украинцев. Не в последнюю очередь из-за того, что, в отличие от всеукраинского, их было проще организовывать. С 1991 по 2009 год проведен 151 местный референдум, позже их не организовывали.

Закон о местном референдуме: кому это надо

В случае принятия закона о местном референдуме интерес к прямой демократии в регионах вырастет. Поэтому законодатели хотят предусмотреть, какие вопросы можно поднимать на референдуме. Это утверждение устава территориальной общины или внесение в него изменений, программы развития общины, досрочное прекращение полномочий сельского, поселкового, городского советов и их голов и так далее. Народовластие не будет распространяться на пересмотр местных бюджетов, тарифов на коммунальные услуги, а также вопросы, противоречащие Основному Закону или нацеленные против суверенитета Украины.

Законопроект о местном референдуме в состоянии обеспечить стабильность функционирования органов местного самоуправления

"Опора"
Александр Клюжев

Инициировать местный референдум могут не менее 10% избирателей соответствующей общины, местный совет либо избранный мэр или сельский голова. На плебисцит можно будет вынести только один вопрос. Исключение — референдум касательно отставки местной власти. В этом случае в бюллетене два вопроса: о лишении полномочий совета и головы.

Вопрос, который планируется рассмотреть на референдуме, будет изучаться Центральной избирательной комиссией. Она должна определить, соответствует ли предмет голосования требованиям законодательства. В случае изменений статута общины к проверке подключат Министерство юстиции. Органы местного самоуправления не смогут повторно выносить на референдум один и тот же вопрос за время своей каденции. Гражданам же организовывать местный референдум по одному и тому же вопросу хотят разрешить не чаще одного раза в год.

Финансироваться местный референдум будет из местного бюджета.

"Если стоимость проведения всеукраинского референдума можно приблизительно посчитать, то установить стоимость проведения местного референдума невозможно. Ведь нельзя сравнивать референдумы, например, в небольшой сельской территориальной общине и в Киеве — цифры будут существенно разниться", — комментирует Стефанчук.

Эксперты, опрошенные Фокусом, считают, что финансирование из средств общины будет сдерживать тех, кто склонен к политическим манипуляциям на местах, а органы самоуправления будут ответственно подходить к организации опроса и поднимать действительно важные для общины вопросы. Руслан Стефанчук признается, что пока не знает, когда у граждан вновь по­явится право решать вопросы общины через референдум. Напомним, что на рассмотрение закона о всеукраинском референдуме нардепы потратили около полугода.

Критику о том, что местные референдумы могут привести к развитию сепаратизма в регионах, власть отрицает.

"Восприятие этого института может быть неоднозначным в результате проведения так называемых псевдореферендумов в Крыму и на Донбассе [в 2014 году], которые привели к оккупации части территории Украины. Однако в этом контексте следует отметить, что это "действо" не было референдумом ни с юридической точки зрения, ни с точки зрения соблюдения соответствующих процедурных моментов", — объясняет Стефанчук. Он также уверен, что прописанных в законопроекте предохранителей будет достаточно, чтобы не допустить повторения историй 2014 года.

Вопросов хотят много

В Общественной сети "Опора" на законопроект смотрят положительно, считая, что инициатива способна обеспечить право граждан на народовластие.

"Документ базируется на определенном балансе интересов для создания механизма непосредственного принятия решения членами общин. Он в состоянии обеспечить стабильность функционирования органов местного самоуправления", — говорит Александр Клюжев, аналитик "Опоры". По его словам, текст подготовленного законопроекта выписан так, чтобы не допустить дестабилизации на местах в случае его принятия. Но есть и замечания. Клюжев не поддерживает ограничение "один референдум — один вопрос". Дескать, с этим могут быть манипуляции, поскольку на организацию референдумов под нужные местной власти вопросы деньги найдут, а на те, что нужны гражданам, нет. Это, в свою очередь, будет наталкивать на мысль о злоупотреблениях властью. Чтобы такого не было, Клюжев предлагает разрешить выносить на один референдум сразу несколько вопросов. Не только для обеспечения непредвзятости при их выборе, но и для экономии денег громады.

В СН убеждены, что местные референдумы не приведут к зарождению сепаратизма. Прописанных в законопроекте предохранителей достаточно, чтобы этого не допустить

Александр Черненко, будучи народным депутатом VIII созыва, также разрабатывал законопроект о местном референдуме. За время его каденции рассмотреть этот вопрос не успели, поэтому он внимательно следит за нынешней работой в данном направлении, считая, что в СН слишком политизируют референдум.

"Я не поддерживаю, что предметом референдума может быть отзыв городского и сельского головы или местного совета. Да, это очень популярно, но в украинских реалиях может превратиться в выяснение отношений теми, кто проиграл выборы", — считает он. Также Черненко не понимает, почему при голосовании за отставку совета автоматически кресла должен лишиться и голова. Есть у него замечания и к участию Центральной избирательной комиссии в организации референдума. Черненко считает, что в случае, если Территориальная избирательная комиссия, которая ведет диалог с ЦИК, будет работать не в интересах громады, она может заблокировать любой референдум. Поэтому в СН нужно тщательно проработать и защитить общины от подобных сценариев.