"Этот визит – пастырский. Не нужно в нем видеть никаких политических составляющих", – заявил патриарх украинским журналистам, среди которых был и корреспондент Фокуса. События накануне и во время визита Кирилла показали, что все как раз наоборот
Первой политическую мотивацию в приезде Кирилла увидела "конкурирующая фирма" – Украинская православная церковь Киевского патриархата во главе с бывшим иерархом РПЦ, отлученным от нее, патриархом Филаретом. "Кирилл едет пропагандировать политический проект интеграции Украины в Россию", – говорится в обращении Филарета по поводу визита патриарха. Однако это не помешало ему предложить гостю встретиться.
Такой взгляд не нов: патриарха даже в России называют "Путиным от православия" и ярым государственником.
"Это поверхностный взгляд", – утверждает глава отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви Московского патриархата архимандрит Кирилл. Он напоминает, что в советские времена нынешний патриарх был ректором Ленинградской духовной школы и научился быть осторожным с государством. "Но если того потребуют интересы церкви, он может сказать государству "нет", – подчеркивает архимандрит.
Сейчас интересы церкви требуют сохранить за собой Украину.
"Все давно привыкли, что украинское православие разделено – есть, мол, Православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), есть Киевского (УПЦ КП), есть те, кто называет себя Украинской автокефальной церковью. Еще силен стереотип, согласно которому мы, МП, – это агенты Москвы, верные путинцы. А ведь на самом деле у нас, как в украинской политике, разные "партии". Имеются, условно говоря, свои "Витренко" – сторонники Москвы. А есть "самостийныки", эдакие "Ющенко", – так образно один из священников УПЦ МП описывает Фокусу ситуацию, с которой столкнется во время своего первого визита в Украину патриарх всея Руси.
Не по-русски
В том, что в МП завелись свои "Ющенко" – сторонники того, чтобы быть не "филиалом" Москвы, а равной с ней поместной автокефальной церковью, может быть, и не знали бы посторонние, если бы не УПЦ Киевского патриархата. Там тщательно отслеживают малейшие признаки внутренних проблем у "московских".
"Могу сослаться не только на собственное мнение, – говорит Фокусу глава Информационно-издательского управления УПЦ КП епископ Евстратий, – даже люди изнутри УПЦ МП говорят, что среди них много сторонников автокефалии. Правда, вслух это стараются не произносить".
Даже в кадровых перестановках в ведомстве митрополита Владимира бдительные представители Киевского патриархата видят верный знак: там становится все больше иерархов, готовых уйти "прочь от Москвы". Вот, скажем, поменяли в УПЦ МП куратора строительства кафедрального собора в столице, эдакой стройки века. Ее возглавил авторитетный митрополит черкасский Софроний, чуть ли не единственный открытый сторонник автокефалии в УПЦ Московского патриархата, смело говорящий: "Независимая держава – независимая церковь". Представить такое в УПЦ МП еще пару лет назад было бы трудно.
По словам епископа Евстратия, это ответ Киева Русской церкви, которая недавно ввела в свой Синод, где раньше заседал один украинский митрополит – Владимир, митрополита донецкого Илариона.
"Учитывая стремление Илариона стать следующим после Владимира митрополитом Киевским, это выглядит скандально", – отмечает епископ Киевского патриархата.
Впрочем, собеседники Фокуса в обоих патриархатах рассказывают, что такое пристальное внимание КП к проблемам МП не праздное, а вынужденное: "Они так и не добились признания от Константинополя, до сих пор считаются раскольниками. Теперь надеются найти общий язык с МП".
В УПЦ МП подтверждают информацию о растущих в их рядах "самостийныцьких" настроениях.
– Да, мы ведем дискуссии о будущем церкви, – сдержанно комментирует Фокусу ситуацию архимандрит Кирилл (УПЦ МП), – и это свидетельствует о том, что у нас есть свобода мнений. А мнения достаточно радикальные – пересмотреть статус церкви или в сторону уменьшения ее прав, или в сторону увеличения, вплоть до постановки вопроса об автокефалии. Но пока мы идем по среднему пути.
Упомянутый уже "автокефалист" УПЦ МП митрополит Софроний вообще сравнивает "партии" внутри своей церкви с лебедем, раком и щукой. Известный украинский религиовед Виктор Еленский этому не удивляется: "В УПЦ МП действительно есть проукраинская партия. Это отражает ситуацию в обществе – значительная часть их прихожан уже не желает находиться под властью Московского патриархата".
Интрига теперь в том, чья партия внутри УПЦ МП окажется более влиятельной и победит. Пока, по данным Фокуса, совпадающим с информацией, полученной от архимандрита Кирилла, действительно побеждает "золотая середина", то есть противники резких движений как к Москве, так и от нее. Считается, что именно эту линию возглавляет лидер украинских православных Московского патриархата митрополит Владимир. "Ему удается сохранять баланс между всеми этими партиями", – говорит Еленский.
Впрочем, некоторые собеседники Фокуса допускают, что в последнее время из-за бурлений внутри церкви даже он рискует – могут уговорить уйти (по уставу УПЦ уволиться ее глава может только по личному заявлению). Были даже слухи, что этот вопрос поднимут уже во время нынешнего визита патриарха Кирилла.
"Хотя прекрасно видно, что многим в РПЦ было бы выгодно заменить Владимира, действующего в интересах УПЦ, на более лояльного Москве иерарха", – говорит епископ Евстратий и вспоминает по этому поводу пример собственного начальника – главы УПЦ КП Филарета, которого в 1992 году Москва убрала "из-за его нелояльности".
В УПЦ КП все эти разговоры сводятся к одному: пусть МП поскорее добьется автокефалии у Москвы – тогда КП с удовольствием с ней объединится. "Все наши проблемы решились бы в течение нескольких месяцев", – уверяет Фокус епископ Евстратий.
В Русской православной церкви о таких разговорах осведомлены и устами Андрея Кураева, популярного в СМИ священника, приближенного к патриарху, уже дали едкий ответ: украинская церковь все равно не будет самостоятельной и достанется, например, Константинополю: "У Украины всегда так – если не с Москвой, то с Турцией".
Впрочем, официально УПЦ МП о подобном и речи не ведет.
Без денег
Со стороны разговор об автокефалии УПЦ МП выглядит чуть ли не формальным – по многим признакам она у ведомства митрополита Владимира и так есть. Сам патриарх Кирилл в течении визита то и дело повторяет: УПЦ МП – это и есть поместная церковь Украины.
Но одно дело сказать, другое – юридически признать: для РПЦ это болезненный вопрос – все равно, что государству лишиться своих территорий.
– Большая часть верующих МП – это приходы в Украине. Уровень религиозности здесь выше: на Пасху храмы посетило в три раза больше людей, чем в России, – говорит епископ Евстратий.
По сведениям Фокуса, приходы УПЦ МП долгое время были рынком для реализации церковной продукции РПЦ, это существенная статья доходов любой церкви. А уж об отчислениях в казну РПЦ из УПЦ МП и вовсе ходили легенды. Которые, однако, опроверг в одном из последних интервью покойный патриарх Алексий II: "Украинская православная церковь не производит никаких отчислений в бюджет Русской православной церкви и имеет полную экономическую независимость".
"Речь о деньгах тут вообще не идет. Речь о том, что потеря Украины станет колоссальным ударом по идентичности этой церкви. Она останется без своих истоков", – продолжает эту мысль Виктор Еленский.
Если с распадом Союза Россия утратила статус империи, то церковь его еще сохраняет, и терять бы не хотела. Украинский визит патриарха должен означать: "все под контролем", и чувствуется, что рассчитан во многом на российскую публику – не зря трансляцию его поездки организовали не только украинские, но и российские каналы.
Очень шумно
Главный светский идеолог автокефальной украинской церкви – конечно, президент Виктор Ющенко. Его брат Петр на пару с экс-главой Госкомитета по делам религий Александром Саганом даже руководит организацией "За поместную Украину", звездный час которой пришелся на прошлый год – тогда во многом благодаря ее стараниям в Украину приехал Вселенский патриарх Варфоломей. Впрочем, как приехал, так и уехал – несмотря на громкий титул, вопросы автокефалии единолично, без остальных 14-ти мировых православных церквей и Русской в частности, он не решает.
Теперь Кирилл в Украине, Александр Саган – уволен из Госкомрелигии незадолго до визита патриарха (говорят, как раз за склонность к автокефалии), а сайт "Поместной Украины" не работает.
"Я думаю, их деятельность на церковные дела никак не повлияла, – говорит Фокусу архимандрит Кирилл. – Влияние украинских политиков на церковные дела вообще очень слабое, хотя шуму много".
На вопрос, зачем Ющенко, да и многим другим политикам (об автокефальной церкви мечтал еще Кучма), эта самая автокефальная церковь, Виктор Еленский отвечает: "Непризнание поместности православной церкви на территории независимого государства – это такая форма непризнания государства". А у Андрея Кураева получается, что украинские политики просто тянут одеяло на себя: "Очень часто, как только национальная церковь обретает независимость, она становится очень зависимой от местных политических элит".
Как ни крути, не получается визит патриарха без политики. Хотя бы чисто церковной.
На святом месте
Накануне визита в Украину патриарх Кирилл уверил Фокус, что РПЦ удалось сохранить "независимую от власти позицию", а также объяснил, почему невыплата зарплаты – грех– За десять дней вы намерены объехать почти всю страну – Киев, Донбасс, Крым, Волынь, Ровно. Почему ваш предшественник ни разу не совершил такого масштабного визита?
– Нужно вспомнить, что происходило в России. Девяностые годы были критическими, сломались все общественно-политические и экономические устои. Это были годы вызова для церкви. Главная задача патриарха Алексия II заключалась в преодолении хаоса, создании новой модели церковно-государственных отношений. Кроме того, святейший патриарх, отдав много сил на преодоление трудностей внутри Русской церкви, в тот момент, когда можно и нужно было бы поехать в Украину, уже не имел тех физических сил, которые бы дали эту возможность. У меня нет ни одного критического замечания по поводу того, что происходило, в том числе и в отношениях между Москвой и Киевом в церковном плане. На все были свои исторические причины.
– Недавно российские власти пристыдили работодателей, задерживающих зарплаты своим работникам. Церковь тут же назвала это явление грехом. Есть ли у РПЦ планы углублять партнерство с государством и в других сферах?
– Церковь первой сказала, что не выплачивать зарплату – грех. Это было в лихие девяностые. Сказала независимо от политической конъюнктуры. Задача церкви – будить совесть людей. Если она начнет обслуживать политические доктрины или практическую политику, она перестанет быть голосом народа. Благодаря тому, что нам удалось сохранить эту независимую от власти позицию, церковь сформировала свое понимание многих современных проблем (имеются в виду "Основы социальной концепции РПЦ", принятые в 2000 году. – Фокус) и обрела авторитет в обществе.
Наталья Бублий, Виктория Ким, Жанна Шевченко, для Фокуса