Разделы
Материалы

Икс-президенты. Фокус нашел технических и непроходных кандидатов прошлых выборов

Спустя пять лет после прошлых президентских выборов подзабытые участники той гонки поведали Фокусу много такого, о чем никогда не рассказывают фавориты

Их называют по-разному – непроходными, техническими, и даже в самый разгар кампании фамилии таких кандидатов мало что говорят избирателям. Однако на фоне хорошо раскрученных, годами не сходящих с арены политиков во время выборов всегда появляются незнакомцы, иногда вполне искренне верящие если не в победу, то в участие. Ведь статус кандидата в президенты – это то, что действительно по сей день объединяет их с Ющенко, Януковичем, Кучмой и другими первыми лицами. Сколько икс-кандидатов будет в этот раз, увидим осенью, когда начнется кампания. Ветеранам прошлой (немногим, кто согласился пообщаться) есть что вспомнить.

Ученый

"Зачем он пошел в президенты?" – вспоминает слова в свой адрес экс-кандидат на пост главы государства, директор института биохимии им. Палладина Сергей Комисаренко.

Ученому-биохимику, члену президиума Национальной академии наук, выборы 2004 года, как он сам говорит, прибавили жизненного опыта. Хотя опыта к тому моменту и так хватало: Комисаренко – первый посол Украины в Великобритании, работал в медицинских центрах за рубежом. Ныне возглавляет комиссию по биобезопасности в СНБО.

На стенах – фотографии с космонавтом Юрием Гагариным, легендарным боксером Мухаммедом Али и президентом США Джорджем Бушем, за визит которого отвечал Комисаренко, работая вице-премьером при первом президенте. Ученый говорит, что к политике был близок всегда, в 1999-м руководил предвыборной кампанией кандидата в президенты Евгения Марчука. Однако такого богатого опыта оказалось недостаточно для того, чтобы народ смог увидеть в нем президента.

"И сейчас недостаточно. У нас невозможно быть избранным, если нет мощной финансовой поддержки, – с досадой констатирует Сергей Комисаренко. Он вспоминает, что многие называли его техническим кандидатом от демократических сил и даже "дублером Ющенко".

– Да, я поддерживал Ющенко. Но если бы знал, что он будет баллотироваться, не выдвигал бы свою кандидатуру. В конце июня 2004-го, когда мы с ним говорили, Виктор Андреевич не ответил определенно. Тогда я сказал, что попробую, – поясняет свой мотив Комисаренко.

О его участии в выборах напоминает ролик, который экс-кандидат хранит в своем компьютере в лаборатории.

– У меня был смешной ролик, в виде мультфильма. Считаю, что самый лучший в тот период. Друзья мне сделали его практически бесплатно – взяли только 1000 долларов на технические расходы.

Мультфильм вот о чем: Янукович и Ющенко занимаются перетягиванием каната. Но тут как третья сила появляется Комисаренко и прекращает эту борьбу именем "разума и порядочности".
Но в реальности ему пришлось состязаться лицом к лицу не с ними, а с Наталией Витренко – на теледебатах. Даже подготовил ей подарок – уникальную ручку астронавта NASA, которой можно писать под водой и в невесомости.

– Я любезно предоставил ей возможность выступить первой. Но Витренко ни с того ни сего начала давать нереальные оценки экономике, говорить о Всемирном банке, она явно была не в теме. Я ее и разгромил прямо в эфире! После этого приятель Витренко г-н Марченко бросился на меня с кулаками. К счастью, у всех кандидатов были охранники, – с улыбкой рассказывает Сергей Комисаренко.

Медик

Вспоминает свои теледебаты и экс-кандидат в президенты Андрей Чорновил, доцент кафедры инфекционных болезней Львовского медуниверситета (брат Тараса и сын Вячеслава Чорновила. – Фокус). Где Божья справедливость?". Черновецкий мне: "Та он же все равно пьяный был!" Я сам врач и привык считать, что все медики – циники. Но после выборов твердо решил не залезать больше в это политическое болото, – рассказывает Андрей Чорновил.

Теперь его больше не волнуют политические цвета – он свободно разгуливает по центру Львова в оранжевой рубашке; осенью же 2004-го, когда Андрей баллотировался в президенты, его брат Тарас возглавлял избирательный штаб Виктора Януковича.

Сейчас г-н Чорновил не скрывает, что был техническим кандидатом.

– Безусловно, определенные силы проплачивали мое участие в президентской кампании. Сначала я шел в политику с благородными намерениями, но понял, что буду обязан плясать под чью-то дудку. Когда я вышел из игры, мы создали Украинское молодежное объединение. Однако людям, которые финансировали мою предвыборную кампанию, я не был интересен как самостоятельный кандидат, – вспоминает Чорновил.

Спонсорские $150–300 тыс., по его словам, ушли на зарплату команде (его штаб состоял всего из десятка человек), а также на агитационные материалы, рекламу и транспорт.

Принято считать, что технические кандидаты за гонорары, полученные на выборы, могут позволить себе купить недвижимость или обеспечить должность. Однако предвыборная кампания никак не повлияла на дальнейшую жизнь Андрея Чорновила:

– Я человек скромных запросов. Живу в двухкомнатной квартире. Моей зар­платы хватает на жизнь, но олигархом я так и не стал.

Стихотворец

– Я поэт! Человек, приносящий слово в этот мир. Поэтому не имею морального права заниматься бизнесом, – эмоционально уверяет кандидат-самовыдвиженец 2004 года Николай Рогожинский, который согласился встретиться с Фокуcом в одном из скромных столичных кафе в районе Лукьяновки.

Как и многих других непроходных кандидатов, его не узнают на улицах. Зато его имя как кандидата в президенты, руководителя Центра детского творчества "Звездопад" осталось в архиве ЦИК.

Правда, теперь звезды больше не падают: по словам Рогожинского, центр существует только на бумаге.

– Я саме той, але не від гордині, я саме той – не прагну влади я. Я саме той, тому що біль у грудях – за весь народ болить душа моя, – вдруг в стихотворной форме начал "агитировать" за себя экс-кандидат. – Я и не планировал тогда стать президентом. Моей целью было заявить о своем приходе тем, кто знал, что я должен появиться.

Несмотря на такую скромность, поэт признается, что у него три автомобиля. Однако утверждает, что выборы тут ни при чем, это исключительно результат творческой деятельности.

– Да, меня называли техническим кандидатом, только не могли сказать, чей я – Януковича или Ющенко. Потому что я говорил такие вещи, от которых и тот, и другой теряли сон. Они не могли понять, то ли я, то ли они все технические.

Сам он не считает себя проплаченным кандидатом, хотя и признается, что ему предлагали немалые суммы взамен на поддержку одного из главных участников гонки.

На прощание Николай Рогожинский подарил Фокусу сборник стихов с подписью: "Будущий президент Украины". Впрочем, слово "будущий" он тут же аккуратно зачеркнул.

Кандидатский минимум

По закону баллотироваться в президенты Украины может каждый, кому исполнилось 35 лет, кто 10 из них жил в Украине и в состоянии заполнить внушительный пакет документов. Однако некоторые требования к кандидатам явно не всякому смертному под силу. Например, такие

Деньги – залог, который каждый кандидат вносит в ЦИК, по нынешнему закону составляет 500 тыс. грн. Но согласно новым предложениям Рады сумма может достичь 2,5 млн. грн.

Подписи избирателей – по действующему закону о выборах президента, кандидату следует собрать их 500 тысяч. Впрочем, последние предложения к закону эту норму отменяют.

Свои люди – одних только членов участковых избирательных комиссий кандидат имеет право (хотя и не обязан) предоставить до 66 тысяч (по два человека на каждую). Если он намерен победить, у него должно быть еще и несколько тысяч собственных наблюдателей.

Наталья Бублий, Зоряна Иленко, Фокус