«Знаете, как составляли первую десятку мегаблока «Наша Украина – Народная самооборона»? Женщин взяли умных, а мужиков – красивых». Таким анекдотом отреагировал на недавнее обнародование списка первых лиц мегаблока интернет. В президентском стане в ум и красоту кандидатов не вдаются – больше полагаются на их хорошие репутации. Этим и рассчитывают завоевать избирателя
Соглашение о создании мегаблока "Наша Украина — Народная самооборона" торжественно подписали лидеры десяти политических партий. Но, похоже, этим отведенная им роль и закончилась. Потому что далее все решения будет принимать узкий круг товарищей, который вот-вот должен оформиться в избирательный штаб блока, а пока сосредоточен в помещении президентского секретариата на улице Банковой.
Именно там и родился вариант первой десятки. Впрочем, эти фамилии мало для кого стали неожиданностью: несколькими неделями ранее Виктор Балога представил стране свое виденье почетного списка. Тогда его заявление вызвало негодование как со стороны "самооборонщиков" Луценко, так и со стороны лидеров "Української правиці". Первых возмутило, что лидерство в списке по версии Балоги было отдано Вячеславу Кириленко, вторых обидело отсутствие в десятке хотя бы одного представителя "Правиці".
Старые новые лица
В результате последующих переговоров появились не такие уж и существенные изменения по отношению к тому, что говорил Балога. Первый номер достался Юрию Луценко как обладателю наиболее высокого рейтинга. Кроме того, Луценко откровенно шантажировал своих коллег по блоку самостоятельным участием в выборах "Народной самообороны". Впрочем, возглавив список, он разве что удовлетворил собственные амбиции, но не приобрел рычагов влияния на принятие решений в объединении. Словно в награду за "непервое место" председателем политсовета блока был избран Вячеслав Кириленко. Полномочия его огромны: согласно проекту межпартийной договоренности, у него есть право наложить вето на любые решения политсовета, не говоря уже о том, что он автоматически становится лидером фракции в будущем парламенте.
Излишним будет напоминать, что, когда мы говорим: Кириленко, — подразумеваем Балогу, который также намерен лично "засветиться" в первой десятке. Еще в начале политкризиса глава президентской канцелярии стал одним из наиболее закрытых украинских политиков, хоть и не оставил желания после досрочных выборов занять если не премьерское, то как минимум спикерское кресло. Поэтому №7 в избирательном списке должен вернуть этому политику хоть некоторую публичность.
Представителей "Правиці" в десятке по-прежнему нет.
Виктор Ющенко объяснил это просто — в первых строчках сплошь "новые лица оранжевого лагеря".
Таким образом Президент вполне откровенно обозначил новейшую технологию не только формирования списка, но и, очевидно, всей избирательной стратегии блока НУНС: то и другое проходит под негласным девизом "ни в коем случае не раздражать избирателя!".
Отсюда основное условие для кандидатов: вместо востребованных в прежние времена влиятельности и опыта — безупречность репутации. Пускай даже в ущерб харизме.
В новой десятке таковой располагает разве что Луценко — один за всех. Об остальных же кроме "перспективные" сказать нечего.
Откровенно говоря, их даже новыми не назовешь — пятеро уже украшали первую десятку "Нашей Украины" на выборах в 2006 г. Тогда компанию им составляли Юрий Ехануров, Анатолий Кинах, Борис Тарасюк, Руслана Лыжичко и Лилия Григорович. Относительно Кинаха все понятно — с НУ его пути разошлись. Других деятелей просто решили подвинуть.
Итого: 50-процентное обновление десятки. Что касается остальной, неизвестной пока, части избирательного реестра, то вряд ли здесь можно ожидать даже таких изменений. Политтяжеловесов, за которыми тянется солидный шлейф интриг и скандалов, — Романа Безсмертного, Петра Порошенко, Давида Жванию и Александра Третьякова — упрячут поглубже в список. Но, конечно, не настолько глубоко, чтобы они оказались вне парламента.
Вице-президент Лиги по связям с общественностью и политтехнолог БЮТ Олег Медведев считает, что, формируя таким образом топ-лист, "Наша Украина" сотоварищи отнюдь не изобретает велосипед, а заимствует технологию, которая на выборах 2006-го принесла успех объединению Юлии Тимошенко.
— В первой десятке и не должно быть одиозных фигур. Харизматичным лидером должен быть только первый номер списка. А Юрий Луценко однозначно таковым является. Те, кто идет дальше, представляют интерес не столько для избирателей, сколько для прессы и оппонентов, поэтому их репутация должна быть безупречна, — поделился Медведев своими соображениями с Фокусом.
Несмотря на это, уже очевидно, что тема новых лиц в политике станет стержневой в избирательной кампании мегаблока. Окажется ли она выигрышной?
Политолог Виктор Небоженко в этом не уверен:
— Я просто не вижу, что эти люди могут предложить электорату. Да, они все относительно молодые, образованные и в меру симпатичные. Да, они очень нравятся одному избирателю — Виктору Андреевичу Ющенко. Но этого недостаточно для победы на выборах.
А правые против
Считать, что эта "великолепная десятка" стала каноничной, было бы преждевременно. Бывший руховец Михаил Поживанов уверен, что "есть много вопросов к формированию именно такой десятки". "К тому же она еще должна получить одобрение на межпартийном съезде. А там возможны сюрпризы", — добавляет политик.
Хотя съезд состоится 7 августа, свое недовольство десяткой уже сейчас высказывает "Українська правиця", созданная из УНР, НРУ и УНП "Собор". Их лидерам придется или соглашаться на позиции во второй десятке, что сильно задевает амбиции немногочисленных, но гордых национал-демократов, или устраивать демарши.
Так лидер Народного Руха Борис Тарасюк уже сказал, что он и другие участники объединения не оставляют надежды пробиться наверх и будут стремиться к этому. Но, по мнению экспертов, эти слова не подтверждаются реальными возможностями правых. Как отметил в разговоре с Фокусом директор Киевского института проблем управления им. Горшенина Кость Бондаренко, "такое заявление Тарасюка можно рассматривать как проявление некой политической импотенции, когда хочется, но не можется повлиять на что-то".
— Если посмотреть на список, то это лучшая из всех сегодня известных десяток политических партий. Это очень удачная конфигурация, но, поскольку есть внутренние противоречия и политическая ревность и при этом отсутствует командный дух, можно ожидать любых неожиданностей, — полагает г-н Бондаренко.
Сейчас у Виктора Балоги и Ко — несколько недель, чтобы разобраться с внутриблоковой фрондой и провести межпартийный съезд без сучка и задоринки. Похоже, он взялся за это с присущей ему напористостью. Так, первым делом он объявил о введении единой информационной политики в блоке. "Все заявления, комментарии и отзывы будут звучать в едином информационном русле", — безапелляционно подчеркнул глава президентского секретариата. Вольнодумцам уже пригрозили, что за несанкционированные приступы болтливости их позиции в списке будут смещаться на 10 позиций вниз. Поэтому, если первая десятка мегаблока и изменится, то отнюдь не благодаря капризам обиженных, а только если в этом увидят необходимость Виктор Ющенко или Виктор Балога.
Первая десятка мегаблока