Прекращение огня за 6 месяцев: почему Запад и Зеленский одновременно говорят о переговорах
Запад не верит в победу Украины и прогнозирует режим прекращения огня через 6–9 месяцев, — отмечает, ссылаясь на чиновников НАТО и ЕС, немецкое издание Welt. Действительно ли в лагере союзников царят удрученно-пессимистические настроения, выяснял Фокус.
В Брюсселе уже почти никто не надеется, что Украина вернет оккупированные РФ территории, однако официально об этом никто не хочет говорить, сообщает Welt. Собеседники газеты отмечают, что развитие ситуации в зоне боевых действий для Киева складывается "гораздо хуже", чем это часто подается в общественном дискурсе, а прорыв российскими войсками второй линии обороны Украины является "лишь вопросом времени".
Именно поэтому, отмечает издание, военные и дипломаты из Евросоюза и НАТО прогнозируют прекращение огня в течение ближайших шести–девяти месяцев независимо от результата президентских выборов в США.
Угасание веры в победу Украины высокопоставленные собеседники издания объясняют тем, что Запад в будущем, вероятно, не увеличит военную поддержку Киева до уровня, позволяющего начать успешное широкомасштабное контрнаступление.
Отдельно Welt акцентирует, что в Вашингтоне, Берлине и других европейских столицах слишком боятся эскалации конфликта и непредсказуемости Путина, в частности вероятного применения им тактического ядерного оружия.
Кроме этого, на Западе опасаются распада Российской Федерации и того, что контроль над более чем шестью тысячами российских ядерных боеголовок может попасть в руки таких людей, как глава Чечни Рамзан Кадыров.
Весьма показательно, что синхронно с появлением в западных СМИ публикаций подобного содержания, заметно активизировалась в глобальном медиапространстве украинская власть. В частности, президент Владимир Зеленский в интервью французским журналистам заявил, что официальный Киев не может не пригласить Россию на второй саммит мира, поскольку за ее участие выступает фактически все мировое сообщество.
В свою очередь глава Офиса президента Андрей Ермак в разговоре с Bloomberg отметил, что "нам нужно как можно скорее положить конец этой войне, чтобы достичь справедливого мира".
Между тем эксперты, с которыми пообщался Фокус, убеждены, что все "мирные" заявления несут в себе как ситуативный, так и глобальный подтекст.
Украина проводит сложную дипломатическую игру
В частности, политолог Петр Олещук в разговоре с Фокусом отмечает: "Обратите внимание, что западные СМИ систематически пишут о том, что Украина, мол, не имеет в этой войне шансов и возможностей, начиная с осени 2022 года. То есть, очевидно, что это определенная идеологическая установка со стороны западных государств и обществ, которые хотят избежать более широкомасштабного конфликта с Россией. В этом процессе большой вес имеет избирательная кампания в США, где с одной стороны есть Трамп, который обещает сразу примириться с Путиным, а с другой — демократы, которые достаточно серьезно давят на Украину о необходимости заключения мирного договора с РФ с тем, чтобы выбить соответствующие козыри из рук Трампа".
В сложившихся условиях, считает эксперт, Украина проводит достаточно непростую игру: "В Украине все прекрасно понимают реальный потенциал и цену всех российских инициатив и предложений. Но при этом понимании у нас есть Запад, который уже буквально выкручивает руки. Поэтому, по моему мнению, украинское высшее руководство решило, что при имеющихся раскладах лучшим вариантом будет взять инициативу в свои руки. Поэтому, собственно, украинская власть и говорит: "Хорошо, мы не против участия России в переговорах, давайте собираться и договариваться". Да, Россия, мягко говоря, скептически относится к этим инициативам Киева, но, с другой стороны, эти инициативы выбивают некоторые аргументы из рук наших партнеров, которые пытаются продавить идею переговоров. Вот Украина и говорит: "Да, мы готовы, поэтому давайте, убеждайте россиян".
Смысл этой дипломатической игры, которую проводит сейчас украинская власть, по мнению Петра Олещука, заключается в том, чтобы в условиях растущего давления западных партнеров продолжать получать от них финансово-военную поддержку, наглядно демонстрируя недоговороспособность РФ.
И только в случае, если Россия продемонстрирует реальную готовность к переговорам, эта игра, считает эксперт, может перейти в другой формат. Наряду с тем, возможен ли в принципе такой сценарий при правлении Путина, Петр Олещук прогнозировать не берется.
Мирные переговоры не означают конец войны
В свою очередь политолог Олег Постернак в разговоре с Фокусом делает следующий акцент: "Мы сейчас наблюдаем промежуточный результат того, к чему шли последние полгода. Первое. Запад устал, а российско-украинская война имеет высокую степень риска перехода в войну глобальную. Второе. Устало также украинское общество. Это показывает и социология, и поведение гражданских, и состояние мобилизации. Третье. Нынешнее политическое руководство Украины понимает, что для него есть риски, которые заключаются в отсутствии выборов, поскольку Украина соревнуется, в том числе, за ценности, одной из которых является демократическая избранность власти. Все это в комплексе фактически формирует фон для мирных переговоров".
По состоянию на сегодня мирных переговоров, убежден эксперт, хотят не только наши западные партнеры, "которым нужно какое-то понимание для планирования ближайшего будущего с минимизацией рисков безопасности", а также часть украинского народа, "которая постоянно растет".
"Мирных переговоров, в конце концов, когда-то захочет и Россия, хотя сейчас мы таких стремлений не видим, учитывая уровень обострения на фронте, в частности на Покровском и Торецком направлениях. Но, тем не менее, мы движемся по пути к мирным переговорам, что, кстати, не означает конец войны. Просто Запад, украинская власть и часть украинского общества хотят увидеть хоть какой-то мирный трек, даже если он не будет эффективным в части практической реализации", — отмечает Олег Постернак.
По убеждению политолога, в самой идее переговоров с Российской Федерацией в принципе нет ничего критического для украинского государства и народа. Между тем, добавляет эксперт, более сложным вопросом является то, насколько стороны реально, а не декларативно, готовы дойти до мирного урегулирования. "Запад и Украина хотят мира, Россия — пока нет. А формировать в таких условиях рамку для компромисса невозможно", — констатирует Олег Постернак.
Очерчивая временные рамки, когда позиция Москвы может фундаментально измениться, эксперт отметил следующее: "Это тот аргумент, который Путин держит в качестве если не джокера, то козыря. Он хочет, чтобы на него все смотрели, как на человека, который никоим образом не уступит. Этим, кстати, объясняется его так называемый мирный план, который он обнародовал как раз накануне нашего мирного саммита в Швейцарии".
Со стороны Кремля, по убеждению Олега Постернака, сейчас идет игра, цель которой — добиться, чтобы Запад и Украина прогнулись. Вместе с тем Киев и союзники, констатирует политолог, стремятся путем переговорных интриг повернуть в сторону существенного смягчения переговорных прихотей России.