После нескольких фальстартов и четырех соответствующих указов Президента избирательная кампания в Украине началась. Но то, что с ней смирились основные политсилы, вовсе не означает, что кампания пройдет без сучка без задоринки. Как раз этого будет предостаточно
Ненадежный ЦИК
Одним из слабых звеньев досрочных выборов многие эксперты называют Центральную избирательную комиссию. Сформирована она, как и прежняя, по партийному принципу, а значит, без политических пристрастий и страстей не обошлось. Более половины циковцев открыто лояльны в отношении коалиции. Остальные, во главе с председателем, ближе к Президенту и оппозиции.
При желании каждая из сторон конфликта легко может заблокировать работу главного избирательного органа страны. Такая ситуация уже наблюдалась в июле, когда ЦИК не мог собраться для утверждения кураторства над областями Украины. Но с началом избирательной кампании комиссия, вопреки многим пессимистическим прогнозам, заработала. Бойкоты, демарши и неожиданные "болезни" отдельных членов ЦИКа прекратились после того, как главные политические игроки согласились идти на выборы. Но это не означает, что они не могут опять повториться в будущем. Консенсус, которого достигли сейчас в комиссии, слишком шаткий, и нарушить его может любая незначительная деталь или просто личные амбиции.
Произойти это может уже на этапе формирования окружных избирательных комиссий. Согласно изменениям в законе о выборах, право быть представленными в них получили исключительно те партии, которые имели фракции в текущем парламенте. Не говоря уже о том, что данная норма отсекает от влияния на организацию избирательного процесса внепарламентские партии, она создает еще один опасный прецедент. По закону, свои кандидатуры в окружкомах фракции должны подать за подписью лидера. Поэтому некоторые политики уже поспешили заявить, что, поскольку лидеры БЮТ и "Нашей Украины" Юлия Тимошенко и Вячеслав Кириленко сложили свои депутатские полномочия, то они не являются главами соответствующих фракций, а следовательно — не имеют права делать представления в окружкомы. Дискуссия по этому поводу сейчас идет больше в политической среде, но уже совсем скоро она может переместиться в ЦИК, который до 13 августа должен утвердить состав местных комиссий. представители коалиции могут пойти на принцип, не желая видеть в окружкомах оппонентов. Если комиссии не будут сформированы вовремя, избирательный процесс в очередной раз окажется под угрозой срыва.
Проблемы несколько иного толка могут возникнуть и во время работы участковых комиссий, которые будут формироваться схожим способом. В Украине таковых более 30 тысяч, и не всем партиям под силу найти желающих представлять там их интересы, особенно в регионах, где данная политсила не пользуется поддержкой населения. Сейчас в штабах главных политических сил рассматривают возможность перебросить своих активистов для работы в комиссиях из сочувствующих областей в те, где таких людей найти сложно. Но если учесть, что для этого нужно обеспечить переезд и десятидневное довольствие сотен тысяч человек, то организация такой трудовой миграции для партий может оказаться неподъемной. Иными словами, людей в комиссии введут, но их присутствия в них не обеспечат. Поэтому на участках в день голосования не будет кворума и они не смогут выдать голосующим бюллетени.
Потерянные голоса
Еще одним нововведением, способным сорвать голосование, стала норма о создании государственного реестра избирателей. Цель инициаторов такого шага, безусловно, благородная. Качество списков избирателей, о которых в Украине вспоминают каждый раз в последний момент, не выдерживает критики. Можно вспомнить прошлогоднюю историю с дословно переведенными на украинский фамилиями — когда гражданин Мельников становился, скажем, Мирошниковым и, естественно, не мог отыскать себя в списках. Во всем мире эту проблему решают благодаря электронному реестру, обновляемому постоянно, а не только перед выборами. Закон о создании подобного перечня в Украине уже принят, и даже выделено первичное финансирование. Но за полтора месяца, оставшихся до волеизявления, создать такой реестр невозможно. Поэтому в ЦИКе от этой идеи отказались и принялись за формирование списков по старинке. Учитывая сжатые сроки, уже можно прогнозировать, что качество выборов не будет лучшим, чем в прошлом году. Не было бы хуже.
Другой проблемой, связанной со списками, стала норма, согласно которой все, кто после 1 августа покинул пределы Украины, фиксируются пограничной службой с последующим исключением их фамилий из списков избирателей. Авторы этого новшества преследовали цель не допустить голосования за граждан, выехавших работать за рубеж. А таковых по разным подсчетам от 2 до 5 миллионов и, по мнению политиков, их голоса становятся ресурсом для фальсификаций.
Но на практике оказалось, что это изобретение не решает проблем, а порождает новые. Ведь только незначительная часть заробитчан пересечет границу в августе-сентябре, когда их передвижение фиксируется. Большинство из них уже находятся зарубежом, что не мешает им числится у себя на родине в списках избирателей. С другой стороны, именно в этот период за границу еще ездят туристы и отдыхающие, которые ко дню голосования планируют вернуться домой. Но в списках избирателей они себя уже не найдут, а восстановиться там смогут только через суд. С этим возиться захочет не каждый. Поэтому по разным прогнозам из-за проблем, связанных со списками, лишиться конституционного права на волеизъявление могут от 5 до 10% избирателей. Это благодатная почва для исков.
Впрочем, на протяжении всего политического кризиса юридическая чистота многих решений и событий и так была под вопросом. Политики подменяли ее договоренностями. Неудивительно, что похожая ситуация перенеслась и на избирательную кампанию. Если недовольных фактом ее проведения достаточно, то и неудовлетворенных ее результатами тоже обнаружится немало. А юридических поводов для обжалования будет хоть отбавляй. И если этим захотят воспользоваться главные политические игроки, то вряд ли все закончится одними выборами.
Внеочередные выборы: что и когда