Разделы
Материалы

Большая клиника: вирусный пиар похоронил прежние скандалы и принес деньги правительству

Из-за подогреваемой политиками истерии вокруг эпидемии гриппа избиратели быстро забыли о шумевших совсем недавно скандалах. Фокус выяснил, какие подарки судьбы принесла фаворитам предвыборной гонки вспышка вирусного заболевания

Чтобы рассеять сомнения в политическом характере нынешней эпидемии, следует обратить внимание только на один факт: почему-то главными действующими лицами в темах, касающихся гриппа, выступают не профессиональные медики, а политики. Поэтому борьба с эпидемией принесла пока только один реальный результат – предвыборная кампания всех кандидатов, не имеющих за плечами административного или информационного ресурса, приостановлена, тогда как заявления правительства и оппозиции тиражируются десятками.

Объявляя о введении карантина и отчитываясь о борьбе со "смертельно опасным" вирусом, правительственные чиновники явно пытались добиться максимального пропагандистского эффекта. Вслед за Кабмином спасать украинцев от эпидемии ринулись и его оппоненты. Например, Партия регионов широко разрекламировала свое решение послать самолет с гуманитарной помощью во Львовскую область, а секретарь СНБО Раиса Богатырева объявила о том, что Генпрокуратура займется должностными лицами, проморгавшими начало эпидемии. Сотрудник предвыборного штаба одного из кандидатов в президенты сказал Фокусу следующее: "Чиновники из правительства скупили медицинские повязки заранее, чтобы создать ажиотаж".

В команде главы Кабмина любые обвинения в пиаре на эпидемии отвергают, а их появление объясняют завистью оппонентов премьера к ее способности быстро и эффективно реагировать на возникающие угрозы. "Она всегда глубоко вникает во все, чем занимается, – делится наблюдениями давний соратник Тимошенко нардеп Анатолий Семинога. – Поэтому все ее поездки – это не пиар, а погружение в проблему. Почему нигде в эти дни не видно Ющенко? Просто Тимошенко способна работать по 24 часа в сутки, а он – нет".

Чрезвычайное рядом

Однако самым громким слухом, который появился после начала гриппозной пиар-кампании, стала информация о возможном введении в стране чрезвычайного положения, которое могло бы позволить президенту оттянуть выборы до лета следующего года. Стратегическая задача такого шага – дискредитация Юлии Тимошенко и снижение ее президентского рейтинга. На фоне перекосов в госбюджете, внушительных внешних долгов и других экономических проблем создать премьеру трудности в работе в следующем году действительно было бы несложно.

По мнению экспертов, этот сценарий, несмотря на правдоподобность, имеет мало общего с реальностью. "Дело в том, что решение о введении чрезвычайного положения не может принять один президент. Необходима поддержка парламента, – подчеркивает политолог Андрей Ермолаев. – Нужно ли это парламентариям – большой вопрос. Кроме того, мне кажется, что чрезвычайное положение невыгодно никому, поскольку его введение – это сильный сигнал обществу: власть не справляется. В итоге пострадает не только Тимошенко, но и Ющенко".

К тому же чрезвычайное положение может вводиться на 30 дней. "Раскручивание темы гриппа не может продолжаться больше месяца. Эпидемия в любом случае не продлится до середины января", – считает политолог Александр Медведев.

Примечательно, что первым политиком, заговорившим о существовании сценария "ЧП", стал Владимир Литвин. По Конституции, именно спикер Верховной Рады может стать главным человеком в стране, в случае если президентские выборы вовремя не состоялись, а срок полномочий главы государства при этом истек. И это еще один показатель низкой вероятности воплощения сценария в жизнь: вряд ли какая-нибудь из политических групп готова доверить власть Владимиру Литвину (который тоже претендует на кресло президента) даже на время.

Информационные волны

Обсуждаемый парламентской оппозицией вопрос о том, что в Кабмине знали о случаях заболевания опасной формой гриппа, но ничего не предпринимали, остается самым неприятным для премьера. Как известно, первый случай свиного гриппа был зафиксирован в стране еще весной, а распространение вирусных инфекций началось с приходом осени.
"На заседании СНБО рассказали о том, что западные области были лидерами по динамике заболеваемости ОРВИ и гриппом еще в сентябре. То есть предпринимать какие-то меры власть должна была уже к началу октября", – уверен Андрей Ермолаев. Однако пока власть больше озабочена созданием новых информационных поводов, которые могли бы максимально выгодно ее показать на фоне эпидемии. "Наши политики – не стратеги, а тактики. Сначала они схватились за тему гриппа и начали ее раскручивать. А ведь кроме громких заявлений нужно еще и бороться с заболеванием", – говорит народный депутат Тарас Чорновил.

"Сейчас решаются проблемы не только текущей, но и будущих эпидемий, – парирует Анатолий Семинога. – Действия правительства по борьбе с эпидемией позволят оборудовать лаборатории, оснастить центры по борьбе с гриппом. Еще летом правительство подготовило новый закон об основных принципах в политике здравоохранения. Другое дело, что медицинская система разрушалась долгие годы и за месяц решить все накопившиеся проблемы невозможно".

Логика предвыборной кампании диктует и дальнейшие действия участвующих в ней сторон. Победит в информационной войне тот, кто первым отрапортует о том, что болезнь побеждена. И сейчас, похоже, новая, позитивная волна кампании уже началась: в последние дни все чаще звучат заявления о том, что ситуация с эпидемией в западных областях стабилизировалась именно благодаря своевременным действиям правительства.

В политической среде распространено еще одно мнение о том, почему тема эпидемии так быстро стала новостью №1 в информационном пространстве. По версии одного из собеседников Фокуса, грипп может помочь правительству в борьбе с бюджетным дефицитом. "Введение карантина и сокращение рабочего дня позволит немного сэкономить бюджетные ресурсы, – рассуждает осведомленный источник. – Кроме того, скупая лекарства, люди активно накачивают деньгами фармацевтический сектор. Это может принести в бюджет 200 миллионов от уплаты НДС. Не исключаю, что правительство попросит разрешения часть денег МВФ использовать для дополнительной закупки лекарств. Процедура их растаможивания даст около миллиарда гривен. После этого, с 1 декабря, можно смело повышать соцстандарты и выигрывать выборы".

Наталья Бублий, Сергей Высоцкий, Фокус