Страны бывшего СССР в своих учебниках истории возвеличивают собственные народы и безосновательно критикуют русских. Таких тенденций нет только в учебниках Беларуси и Армении
К такому выводу пришли ученые из Национальной лаборатории внешней политики России, которые в течение года изучили более 187 учебников соседних государств.
В частности, в отчете лаборатории говорится, что страны бывшего СССР преподносят школьникам мифы о древности своего народа, высокой культурной миссии предков и негативном влиянии России.
По мнению российских ученых, украинские учебники напоминают мультфильмы, в которых "добро в угоду разным политическим силам превращается в зло, при этом зачастую не меняя своего содержания", сообщает newsru.com.
В частности, российские исследователи отмечают, что процесс "воссоединения Украины с Россией" трактуется в украинских учебниках как признание Москвой ее независимости. Также в учебниках рассказывается о "неизвестном ученым образовании" – Украинской казацкой державе, позже уничтоженной Москвой.
По словам экспертов, все учебники постсоветских стран отличаются националистической трактовкой истории. По их мнению, часто этот национализм является мнимым, а события излагаются в пользу интересов правящих элит.
В качестве примера исследователи приводят факт, что в эстонских учениках позитивно описывается период шведского господства, несмотря на то, что в это время от голода, чумы и войн погибло четыре пятых населения. Как отмечают исследователи, ненависть к России заходит у авторов учебников по истории Эстонии так далеко, что они не стесняются сожалеть, почему же "Запад в Средние века не осуществил масштабный крестовый поход на Русь".
По словам российских ученых, во всех учебниках замалчиваются выгоды, которые страны получали, будучи республиками СССР. Таким образом идет возвращение к теории "абсолютного зла", олицетворением которого стала России. При этом в России говорят об опасности дезориентации молодого поколения.
Напомним, накануне британская газета The Times обвинила в фальсификации истории авторов российских школьных учебников. По мнению журналистов, авторы учебников пытаются выпятить те факты из российской истории, которыми можно гордиться, а неприглядные события упомянуты лишь несколькими предложениями или вовсе опущены.
Как подсчитала газета, в учебнике истории, изданном в 2009 году, сталинской индустриализации посвящено 83 страницы, а голоду начала 1930-х годов – всего один абзац. Также издание обвиняет историков в том, что некорректно поданы события перед началом Второй мировой войны. В частности, не сообщается, что после заключения пакта Молотова-Риббентропа СССР поставлял Гитлеру сырье и бензин. Британцам кажется предвзятым и изложение событий сталинского террора, в частности, они не нашли упоминания о миллионах жертв в тот период.