По версии украинского МВД Рефат Чубаров – один из тех, кто по решению исламских экстремистов вместе с лидером крымских татар Мустафой Джемилевым подлежал физическому устранению.
Рефат Чубаров, который многие годы является вторым лицом в представительском органе крымских татар – Меджлисе, рассказал в интервью Фокусу об отношениях светской Украины со своими гражданами-мусульманами. Подавляющее большинство украинских мусульман составляют крымские татары.
- Крымские татары – единственный в Украине народ, традиционно исповедующий ислам. Считаете ли вы, что заявления украинских политиков об угрозе исламского терроризма в нашей стране направлены против крымских татар?
- Некоторые украинские политики обращаются к теме межконфессиональных отношений, чтобы использовать ее в своих интересах, а не решать проблемы верующих. Сначала общество запугивают придуманными опасностями, а потом пытаются предстать в роли защитника от этих "угроз". Определенные силы, в частности коммунисты, такие грубые методы используют системно, поскольку обоснованно видят в крымскотатарском сообществе организованную силу, последовательно выступающую за дальнейшую интеграцию Украины в Евросоюз.
- Несколько лет назад крымские пророссийские политики неоднократно заявляли о лагерях в крымских горах, где якобы проходили подготовку исламские боевики...
- Такая дезинформация неоднократно опровергалась СБУ, но эти "утки", направленные на обман украинского общества, частично свою роль сыграли.
- Почему, по-вашему, в конце прошлого года представители украинских властей, в частности руководители МВД, у которых нет очевидных пророссийских симпатий, заговорили об угрозе исламского терроризма в Крыму?
- В недавних заявлениях руководителей украинской милиции речь шла о наличии небольшой группы граждан Украины, среди которых есть представители разных национальностей, исповедующих радикальные формы ислама. Некоторые из этих граждан – под следствием, виновны они или нет в том, что им инкриминируют, определит суд.
- Насколько, по-вашему, осведомлены о специфике исламских групп и течений руководители украинского МВД и СБУ?
- Думаю, что не больше, чем в тонкостях других вероисповеданий. Здесь, как говорится, есть над чем работать сотрудникам правоохранительных органов, им надо пополнять и совершенствовать свои знания.
- Меджлис крымскотатарского народа отслеживает процессы в исламской среде Крыма? Пытается ли меджлис влиять на них?
- Крымскотатарская нация сохранилась в годы изгнания благодаря непреодолимому желанию людей сохранить традиции, обычаи, язык, культуру и веру, переданные им предыдущими поколениями. Нашей задачей сегодня является полномасштабное возрождение всего, что непосредственно влияет и будет влиять на сохранение нашей идентичности. Поэтому мы заботимся о том, чтобы на этом очень трудном для нас этапе возрождения не было привнесено учений и идеологий, чуждых духовной жизни крымских татар.
- При каких условиях в Украине могут появиться террористы под исламскими лозунгами?
- Как по мне, универсальным средством против терроризма – любого, не только под религиозными лозунгами, является создание справедливых условий для развития всех членов общества независимо от их национальности и вероисповедания.
- Есть ли в Украине и в Крыму последователи радикальных исламских течений? Насколько они влиятельны среди крымских татар?
- Как в любой религиии, в исламе есть люди, придерживающиеся особых взглядов на собственную самоорганизацию и взаимодействие с окружающим миром. При этом такие взгляды не разделяет большинство их единоверцев. Эти взгляды можно назвать радикальными, но нет оснований считать этих людей террористами. Хвала Всевышнему, влияние сторонников радикальных исламских течений в Крыму незначительно.
- На постсоветском пространстве в последние полтора-два десятилетия ширится движение за очищение ислама от влияния региональных, местных традиций. Среди крымских татар существует движение за очищение ислама от влияний и наслоений последних столетий? Противопоставляют ли мусульмане Крыма местные законы шариату?
- Да, такие люди есть. Но, повторю, у них нет ни поддержки большинства крымских татар, ни перспектив такой поддержки в будущем. Знаете, крымские татары вели отчаянную борьбу с советским режимом за право вернуться на свою родину, на свою землю. При этом они прекрасно осознавали, что именно жизнь на своей земле является единственной гарантией сохранения нации. Большинство крымских татар вернулись на землю предков и стремятся вернуться к естественному для них образу жизни. И теперь любые попытки заставить их уйти с этого пути, в частности подбрасыванием идеи "унификации" ислама или отказа от установившихся обычаев и традиций, обречены.
- По советской традиции в ряде бывших союзных республик спецслужбы пытаются контролировать религиозную жизнь, в том числе и мусульман. Вы замечали проявление таких тенденций в Украине?
- Прежде всего об этом стоит спросить руководителей спецслужб. Я считаю, нужно не контролировать, а противодействовать неравному отношению со стороны государственных органов и должностных лиц к конфессиям. То есть обеспечить принцип свободы совести и невмешательства государства в религиозные дела. Проще говоря – содействовать созданию равных условий для всех граждан Украины в этой плоскости.
- Поскольку в исламе нет четкой иерархии, подобной церкви, возможен ли вообще контроль светской власти над религиозной жизнью мусульман?
- У крымских татар есть многовековой опыт самоорганизации – как светской жизни, так и религиозной. Сегодня мы восстанавливаем многое из того, что разрушила сначала российская, а затем советская империя. Что касается религиозной жизни, речь идет скорее не о контроле в общепринятом смысле слова, а о координации деятельности мусульманских общин, о содействии удовлетворению религиозных потребностей мусульман. Эта задача возложена на Духовное управление мусульман Крыма и на Муфтия, которые избираются съездом мусульман Крыма.
- В СССР Комитет по делам религий играл роль подразделения КГБ по контролю за верующими. Какова сегодня роль этой структуры в Крыму? В частности в том, что касается отношений властей с мусульманскими общинами?
- Если говорить коротко, то деятельность Комитета по делам религий АРК следует кардинально изменить. Эта государственная структура просто обязана обеспечить равные подходы государства ко всем всем верующим независимо от их конфессиональной принадлежности. К сожалению, должен заявить: Комитет выступает в роли лоббиста Украинской православной церкви Московского Патриархата.
- Вам известны причины, которые заставили руководителей украинских спецслужб говорить о подготовке исламскими террористами покушения на Мустафу Джемилева и на руководство Меджлиса крымскотатарского народа?
- И тогда, когда эти утверждения прозвучали, и сегодня я исхожу из того, что подобные заявления должны быть подтверждены решением суда.
- Вам угрожали последователи какого-либо течения в исламе, когда и при каких обстоятельствах?
- Были, скажем так, резкие высказывания в мой адрес из-за моей позиции по некоторым вопросам самоорганизации мусульман Крыма.
- Вопрос к вам как к законодателю и к мусульманину: если закон светского государства Украина вступает в противоречие с Шариатом – законом, данным Аллахом, что следует выбрать мусульманину-украинцу?
- Очевидная истина – законы пишутся и принимаются людьми, уполномоченными обществом на это. В нашем случае это народные депутаты Украины, избираемые гражданами страны. Если избранники соответствуют своему высокому статусу, то принятые ими законы априори не могут вступать в противоречие с канонами религий, исповедуемых в течение тысячелетий – христианства, ислама, иудаизма, буддизма.
- Как повлияют результаты выборов президента 17 января на отношениях украинского государства с его гражданами-мусульманами ?
- Уверен, что всех нас в одинаковой мере волнует – какие ценности будут положены в основу дальнейшего развития Украинского государства. Если мы будем двигаться к европейскому и евроатлантическому сообществу, то можем надеяться на то, что во взаимоотношениях государства со своими гражданами утвердятся общепринятые стандарты прав человека и прав народов. И мусульмане Украины надеются, что результаты президентских выборов дадут дополнительный стимул для расширения демократии и для строительства нового мощного европейского государства – Украины.
Андрей Деркач для focus.ua