В "Софии Киевской" продолжается исследование останков князя Ярослава
Ученые сейчас работают над определением точного возраста князя: из летописей известна только дата смерти, а не рождения. Чтобы ответить на вопрос - Рюрикович ли там похоронен или нет, нужно провести генетический анализ останков, хранившихся в белом мраморном саркофаге, вскрытом в Софии 11 сентября 2009 года.
Также хотят выяснить состояние здоровья князя на момент его смерти: на его хромоту, ранения в ногу и голову, указывают и исследование скелета, и летописные источники, пишет Газета по-киневски.
Современные технологии позволяют воссоздать точный портрет человека, а не гадать, похож ли он на свой портрет на 2-гривневой купюре или на скульптурный портрет антрополога Михаила Герасимова, созданный на основе метода антропологической реконструкции (то есть путем наращивания мышц на скелет).
"Изображение, выполненное Герасимовым, считается наиболее близким к оригиналу – объясняет замдиректора по науке заповедника "София Киевская" Ирина Марголина. – Хотя оба портрета нельзя принимать за образец.
Например, мы точно знаем, что ни Владимир, ни Ярослав не носили бороды, только усы. Сохранилась печать XI в. с изображением Ярослава. Изображение маленькое, схематическое, но четко видно, что никакой бороды нет".
Исследования останков проводят специалисты из Украины, Москвы, привлекаются и зарубежные эксперты. Скелет за это время лишь раз покидал пределы заповедника, когда останки возили на томографию: остальное время они находятся в специально отведенной комнате с сигнализацией. Входить в нее можно только в халате, маске и перчатках.
Заведен и специальный журнал, где указывается, какой исследователь пришел, из какой организации, сколько времени находился, какие исследования провел (его обязательно сопровождает сотрудник заповедника). Потом визитер должен предоставить свое заключение о проделанной работе.
Работают на добровольных началах. Оказалось, что сумма, выделенная меценатами – 56 тыс. гривен – мизерна для таких исследований.
"Мы поэтому и дату окончания исследования не можем назвать, – говорит Ирина Евгеньевна. – Заказываем анализы там, где это можно сделать или бесплатно, или за небольшие деньги. Так, например, томографию для нас провела одна частная киевская фирма. Институт геофизики – сканирование".
Все анализы, которые можно было сделать в Украине, уже провели. Сейчас решается вопрос с анализом ДНК – в Украине он не делается, пишет издание. Поступали предложения из-за границы: все бесплатно, но вывозу предшествует долгая юридическая процедура.
Также ученые ищут "выход" на компьютерную программу, которая дает возможность воссоздать портрет князя. За границей такая реконструкция – обычное дело.
Вопросом второго скелета, который должен был быть в саркофаге вместе с Ярославом, но загадочным образом исчез, пока не занимаются.
"В акте 1964 года говорится, что в саркофаг погрузили "останки Ярослава Мудрого", - объясняет Ирина Марголина странные исчезновения скелетов. - Когда мы открыли саркофаг, внутри, в деревянном ковчеге действительно был только один скелет. Известно, что в 1939 году останки вывезли на экспертизу в Ленинградский институт антропологии. Когда вернули, точно неизвестно, предположительно в 1950-х гг. С тех пор саркофаг не открывался. Запрос в Санкт-Петербург, где проводились довоенные исследования, мы пока не отправляли".
В заповеднике говорят, что причин скрывать выводы исследования у них нет. Как только оно закончится, результаты представят общественности.