Верховная Рада уже несколько раз провела испытание новой коалиции, которая может сформироваться после выборов. Простым большинством голосов парламент отправил в отставку министра внутренних дел Юрия Луценко, укомплектовал ЦИК и изменил закон о выборах
Перед Новым годом веселый Юрий Луценко, сидя в своем кабинете, показывал журналистам забавные картинки. На листовках красовался профиль, похожий на профиль лидера оппозиции Виктора Януковича, и слоган "СТОП Zek", расположенный рядом с эмблемой партии "Народная самооборона". Не прошло и месяца, как депутаты, формально находящиеся в составе парламентской коалиции, в которую также входит и "Народная самооборона", помогли регионалам отправить министра в отставку. Правительство тут же назначило Луценко и.о. главы МВД, а регионалы добились судебного постановления, отменяющего повторное назначение. Юрий Луценко категорически отказался выполнять решение Киевского окружного административного суда, но это уже не имеет значения. Ведь главные цели отставки Луценко были достигнуты.
Сигнал по форме
Сразу же после объявления результатов голосования многие депутаты-регионалы и не пытались скрыть истинные мотивы увольнения министра. Например, один из основных недоброжелателей Луценко – генерал милиции и депутат от ПР Василий Грицак в разговоре с корреспондентом Фокуса заявил: "Это сигнал для всей системы – от замминистров до начальников райотделов. Они будут думать о том, как спасать себя, а не о том, как выполнять преступные приказы. Эта отставка поучительна для милицейских руководителей среднего звена".
Таким образом, отстранив от должности Юрия Луценко, Партия регионов добилась фактического нейтралитета от всех центральных силовых ведомств. Если кадровый дипломат и глава СБУ Валентин Наливайченко и генеральный прокурор Александр Медведько были крайне осторожны в своих действиях и высказываниях, избрав выжидательную тактику, то занимающий, по сути, главный силовой пост страны Луценко не скрывал своих политических пристрастий. Глава МВД открыто поддерживал Юлию Тимошенко, постоянно атакуя Виктора Януковича и его соратников.
Особое приглашение
Версию о том, что ПР не столько боялась реальной власти Луценко, сколько хотела подать сигнал и протестировать прообраз будущей коалиции, неофициально подтверждают и в БЮТ. "Самое честное объяснение – это просто месть. В Партии регионов Луценко очень не любили. Там просто ждали, когда появится повод и наберется необходимое количество голосов, чтобы его снять. Голоса появились – Литвин сдался", – отмечает один из бютовских депутатов.
Судя по тому, кто и как голосовал за увольнение Луценко и неделей ранее – за отставку члена ЦИК Анатолия Писаренко (а голосовали за это, помимо Партии регионов и коммунистов, еще и Блок Литвина с пропрезидентской частью НУНС), регионалы всерьез взялись за создание будущей коалиции. И снятие с должности Писаренко, Луценко, как и возможная отставка близкого к Тимошенко председателя Верховного суда Василия Онопенко (срочно ушедшего на больничный), оказывают психологическое давление на членов фракции НУНС, поддерживающих Юлию Тимошенко. Мол, входите в коалицию, иначе останетесь за бортом. Для того чтобы в случае победы Виктора Януковича НУНС вошел в коалицию, это решение должны поддержать 37 членов фракции, тогда как Януковича пока стабильно поддерживают от 11 до 21 депутата.
Милиция с народом
Для публики отставку главы МВД обосновали стремлением не допустить, чтобы милиция вмешивалась в выборы. Однако Луценко никогда не имел полной власти над всей украинской милицией. В правоохранительной среде действует феодальный принцип, переиначенный на современный лад: "Вассал моего вассала – не мой вассал". Сложная структура власти в Украине породила и сложные отношения областных и городских начальников милиции со своим руководством. Слишком смело было бы утверждать, что начальник Донецкого областного управления милиции Николай Купянский, который работал во внутренних органах Донбасса всю жизнь и занимал пост замминистра при главе МВД Василии Цушко, беззаветно предан министру Луценко. Как и начальник Ровенской областной милиции Ярослав Голомша, брат заместителя генерального прокурора Николая Голомши, близкого, как говорят, к Виктору Ющенко.
Сотрудникам милиции трудно сохранять лояльность к начальству в условиях фактической коммерциализации органов внутренних дел, о которой в частных беседах рассказывают многие работники силовых ведомств. В последние годы большинство высоких постов в милиции якобы стали выставляться на торги. Это обстоятельство заставляет милицейских начальников в первую очередь заботиться о сохранении дорого доставшейся должности.
Сергей Высоцкий, Фокус