Разделы
Материалы

Инвестиции в поле - деньги на счет

Временные трудности и неурожаи не мешают аграрной отрасли оставаться одной из перспективных в украинской экономике. В 2017 году Украина увеличила экспорт сельхозпродукции на 16,3% (в денежном выражении). Причем продукция АПК составляет основу украинского экспорта с долей 41,5%.

Сельскохозяйственный сектор продолжает привлекать инвестиции. По оценкам экспертов, за 2017 год оте­чественный агробизнес привлек 75 млрд грн инвестиций. Этому способствовали как относительная стабильность украинской экономики в прошлом году, так и удовлетворение отложенной потребности в инвестициях в 2014–2015 годы.

Свой вклад в развитие отрасли вносят также лидеры рынка, которые ответственно относятся к своему лидерству, влияют на формирование деловой культуры, отвечают за взятые обязательства. Поэтому неслучайно первое место среди аграрных имиджмейкеров заняла компания "Кернел" — самый крупный производитель подсолнечного масла в мире, удерживающий 7–8% мирового рынка. 90% произведенного масла компания экспортирует в Индию, Китай и другие страны Азии. Устойчивая деловая репутация аграрного холдинга строится, в том числе, на принципах прозрачности. Эта публичная компания, акции которой с 2007 года торгуются на Варшавской фондовой бирже, вовремя проводит независимый аудит и публикует финансовую отчетность, информацию об операционной деятельности, открыто аргументирует свою позицию относительно выбора поставщиков и т. д. Компания внедряет лучшие практики в агропроизводство, строит энергоэффективные предприятия. Сегодня у "Кернел" 8 маслоэкстракционных заводов, способных перерабатывать 3,5 млн тонн подсолнечника в год. Но компания продолжает наращивать мощности и строит самый большой в стране завод по переработке масличных культур (подсолнечника, рапса, сои) в Хмельницкой области. Мощность предприятия, которое планируется запустить в эксплуатацию в середине 2020 года, составляет 1 млн тонн подсолнечника в год.

Еще один игрок, которого жюри рейтинга выделило среди аграрных имиджмейкеров, — агрохолдинг "Мрия" также активно осваивает новые технологии. В частности, в этом году в компании заработало управление технологической и научной экспертизы для внедрения лучших мировых практик в производственных процессах. Помимо того, что компания восстанавливает производственные процессы и работает над улучшением финансовых показателей, возвращая доверие кредиторов, она активно реализует социальные проекты. В частности, "Мрия" поддерживает сельские громады также за счет развития ко­оперативного движения. В 2017 году компания направила 1,3 млн грн на поддержку и расширение уже действующих кооперативов и на создание 10 новых.

Сергей Феофилов, генеральный директор UkrAgroConsult

Теневая составляющая агробизнеса — основной источник репутационных рисков. Это следствие ненормальных условий ведения бизнеса, что исключает долгосрочную стратегию развития.

Упреждение репутационных рисков требует создания эффективной цепочки управления, отчетности, разработки тактики и стратегии бизнеса, реагирования на возникающие репутационные вызовы. Принципы эффективного управления репутацией заставляют владельцев бизнеса повышать уровень менеджмента, что приводит к росту эффективности инвестиций. Существует непаханое поле задач, но общий тренд очевиден: безу­пречные история и репутация — залог высокой капитализации бизнеса.

Любая компания агросектора, за исключением "однодневок", уделяет все больше внимания собственной репутации, инвестициям в ее формирование. Репутационный ущерб слишком дорого обходится в условиях острой конкуренции и на внутреннем, и на внешнем рынках.

Одна из серьезных проблем — дефицит теории и практики в вопросах репутационного менеджмента. Он чаще сводится к PR"у в его узком понимании. Внедрение системного управления репутацией позволило бы соответствующим специалистам резко улучшить свою эффективность, повысить свою ценность для работодателя.

Рейтинг аграрных компаний