Разделы
Материалы

Футбол здесь больше не живет. Почему украинцы охладели к "игре миллионов"

Андрей Танасюк
sports.ru

Как бы бодро не рапортовали высокие футбольные чиновники о "перемогах та здобутках", налицо очень удручающая тенденция. С каждым годом болельщиков на украинских стадионах становится все меньше, а прошлый чемпионат страны и вовсе ознаменовался антирекордом посещаемости футбольных матчей. Что происходит? Фокус попытался разобраться в причинах этого явления

Как говорил герой известного фильма: "Чтобы понять теорию хаоса, нужно найти отправную точку". Ну что же, попробуем ее поискать вместе. Итак, родиной футбола принято считать Англию, и именно представители этой страны (как правило, моряки) разнесли новую игру, словно миссионеры – Христову веру, по всей планете. Пока британская элита пробавлялась модными, но недоступными для большинства населения теннисом, крикетом и конным спортом, футбол массово завоевывал сердца тех, кого в прошлом и позапрошлом столетии относили к сословию пролетариата. Рабочие и крестьяне, ремесленники и пастухи тоже желали, кроме хлеба насущного, еще и зрелища – и футбол отлично заполнил эту нишу, довольно быстро обзавевшись статусом "народной" игры. В Англии еще в позапрошлом веке смекнули, что на популярности футбола можно зарабатывать деньги, причем немалые. Спонсоры, рекламодатели – все это появилось уже позже, а на заре профессионального футбола основную выручку клубы имели на продажах билетов на матчи. И чем лучше выступала команда, тем активнее шел прирост ее целевой аудитории. Это и понятно, ведь победителей всегда любили больше, чем лузеров.

1932 год. Болельщики лондонского "Арсенала" едут на кубковый поединок

На сегодняшний день английская Премьер-лига – это один из самых успешных коммерческих футбольных проектов современности. Сотни стран покупают права на показ матчей АПЛ, а доходы от телетрансляций составляют львиную долю клубных бюджетов. Но при этом и стадионы битком забиты, причем высокая посещаемость регулярно наблюдается не только в высшем дивизионе, но и в низших лигах. Термин matchday ("день матча") пришел к нам как раз из старушки Англии. Что это означает для тамошних любителей футбола? Это возможность прийти на матч, выпить там с друзьями пива, подкрепиться фаст-фудом, принять участие в интересных конкурсах с призами, приобрести красивую и качественную клубную атрибутику. А затем, с комфортом устроившись на трибуне, посмотреть хороший футбол, песни попеть, поорать вволю. То есть, это целая культура, популярный вид досуга в выходные и праздничные дни. А для любого английского клуба matchday – это еще один источник регулярного дохода. И немалого. Условно говоря, при средней стоимости билета 40-50 фунтов среднестатистический английский болельщик, приходя на футбол, тратит как минимум вдвое больше денег – пиво, фаст-фуд, горячие и прохладительные напитки, клубная атрибутика и так далее. Поэтому на одном домашнем матче топ-клубы зарабатывают десятки миллионов фунтов. И работа с болельщиками в Англии является одним из самых приоритетных направлений практически любого профессионального клуба.

Как создавали болельщиков в СССР

Многие читатели, конечно же, скептически хмыкнут: "Ну нашли с кем сравнивать! Где мы, а где Англия…" И будут по-своему правы. Конечно же, уровень жизни и доходы населения на Туманном Альбионе и в Украине несопоставимы. Да и традиции футбольного боления тоже. Грубо говоря, когда в царской России еще крепостное право отменяли, а о футболе слышали лишь самые продвинутые любители спорта, в Англии уже проводились соревнования национального масштаба.

Да и развивался футбол в наших широтах совсем иначе, чем в остальном мире. В царской России эта игра не была еще всенародно любимой, хотя пинали мяч и в Одессе, и в Николаеве, и в Киеве. Но не было ни чемпионата страны как такового, ни организации, которая взяла бы на себя ответственность за популяризацию и развитии футбола в российской империи.

Во времена СССР, начиная от его сотворения и заканчивая периодом распада, такого понятия как "профессиональный спорт" вообще не существовало. И если в других странах тот же футбол постепенно монетизировался и в итоге превратился в важную составляющую часть индустрии развлечений, то в Советском Союзе шли, как и во многих других сферах, своим путем. По неведомым дорожкам – в никуда, как часто оказывалось впоследствии. Военная доктрина государства подразумевала воспитание сильных и здоровых мужчин, будущих солдат. Поэтому СССР ежегодно тратил огромные средства на развитие физкультуры и спорта в стране. Спонсоры, рекламодатели? Нет, не знали тогда таких слов в советском спорте. Зато все, от мала до велика, гордились его достижениями – на Олимпийских Играх, чемпионатах мира и Европы. Обойти на той же Олимпиаде в медальном зачете главных врагов – американцев, показать им "кузькину мать" – вот что ставилось во главу угла.

Во времена СССР стадионы были заполнены до отказа

Спортивные мероприятия в СССР также не могли пожаловаться на посещаемость, особенно футбол. И регулярные ажиотажи в Москве, Киеве, Тбилиси, Ленинграде, Минске и других городах страны были вызваны вполне прозаическими причинами. Конкретно – очень слабо развитой индустрией развлечений в СССР. А населению хотелось зрелищ. Да еще и телевидение не баловало – два-три телеканала, по которым в основном бодро рапортовали о достижениях советского государства или показывали унылые передачи вроде "Сельского часа" или "А ну-ка, девушки!" Хотя спорт и на советском ТВ получал серьезную долю эфирного времени. Поэтому, ввиду отсутствия других альтернатив, наши дедушки и бабушки, наши папы и мамы устраивали вечерами семейные просмотры зимних и летних Олимпиад, чемпионатов мира по футболу, хоккею, баскетболу и другим видам спорта, где мы были (или хотя бы стремились быть) впереди планеты всей. И надо отдать должное советским спортсменам и их наставникам – они подарили жителям СССР немало позитивных эмоций. Неважно какой ценой – здоровья, запрещенных приемов вроде допинга и прочего. Важно было создать в головах советских людей мнение, что мы сильнее и круче представителей капиталистического мира. СССР не мог похвастаться, например, классным автопромом или производством качественных товаров народного потребления. А вот успехами спортсменов на международном уровне – всегда пожалуйста. Оттого и посещаемость спортивных арен в Советском Союзе была одной из самых высоких в мире. То же киевское "Динамо", к примеру, получало премиальные в виде процента от количества проданных билетов на домашние матчи. Подобная практика существовала и во многих других футбольных клубах Советского Союза.

Привычка жить на дотации

После распада СССР спорт в бывших союзных республиках, ставших суверенными государствами, стал постепенно приходить в упадок. На первых порах, скорее, по давней привычке, спорт еще получал серьезные государственные дотации, но с каждым годом объем финансирования из госбюджета становился все меньше и меньше. Так произошло и в Украине. На заре независимости то же знаменитое киевское "Динамо", которое было основано и протяжении многих лет представляло одноименное спортивное общество под патронатом МВД, выжило не в последнюю очередь благодаря продаже своих ведущих игроков за рубеж. Похожая ситуация была в "Днепре", "Шахтере", "Черноморце",.. В шальные 90-е, как это ни парадоксально звучит, украинский спорт смог выжить во многом благодаря так называемым "бандитским" деньгам. Все-таки многие криминальные "авторитеты" того времени были выходцами из спортивной среды. Можно вспомнить того же Бориса Савлохова, который на протяжении многих лет поддерживал сборные страны по греко-римской борьбе. Или Игоря Ткаченко – мужа легендарной украинской баскетболистки Марины Ткаченко. В определенных кругах его знали по прозвищу "Череп", под которым ходила крутая бригада, "крышевавшая" ряд объектов бизнеса в Киеве и области. А в середине 90-х господин Ткаченко был удостоен звания… заслуженного тренера Украины по баскетболу. Определенное время он был спонсором и одновременно главным тренером женской команды "ТИМ-Скуф" (в аббревиатуре ТИМ зашифровано "Ткаченко Игорь и Марина"), которая была одним из лидеров баскетбольного чемпионата страны. Клуб прекратил свое существование после смерти собственника, которого расстреляли из автоматов киллеры…

Совершенно естественным после распада СССР выглядело и падение интереса населения к национальным соревнованиям. Тому же футбольному болельщику было тяжело перестроиться с матчей калибра "Динамо" – "Спартак" или "Динамо" – ЦСКА на соперников из Ахтырки или Полтавы. Человек к хорошему привыкает быстро, а отвыкает от него долго и мучительно…

У киевского "Динамо" — самая многочисленная армия болельщиков в стране

Ситуация с посещением матчей национального чемпионата стала более-менее выравниваться в конце 90-х, когда украинские топ-клубы стали один за другим переходить под опеку известных олигархов и политиков – Григория Суркиса (киевское "Динамо"), Рината Ахметова (донецкий "Шахтер"), Сергея Таруты (донецкий "Металлург"), к которым позднее примкнули Игорь Коломойский ("Днепр", ахтырский "Нефтяник", луцкая "Волынь", киевский "Арсенал"), Нестор Шуфрич (ужгородское "Закарпатье"), Леонид Климов (одесский "Черноморец"), Александр Ярославский (харьковский "Металлист"), Дмитрий Фирташ (симферопольская "Таврия") и прочие богатеи.

А самой посещаемой командой страны на протяжении многих лет оставалось киевское "Динамо". В 90-е годы флагман украинского футбола тоже далеко не всегда собирал полную чашу Республиканского стадиона (ныне – НСК "Олимпийский") даже на еврокубковых матчах, а что уже говорить о поединках чемпионата и Кубка Украины? Зато на выездных матчах динамовцы практически всегда были аншлаги – во Львове, Полтаве, Запорожье и других городах. Не избалованные крутыми поединками болельщики в регионах толпами шли посмотреть на знаменитое "Динамо", втайне надеясь, что их команда сотворит чудо и обыграет столичного монстра.

А когда в конце 90-х в "Динамо" вернулся Валерий Лобановский и созданная им очередная команда-мечта стала громить европейские топ-клубы в Лиге чемпионов, последовал новый всплеск интереса к "бело-синим". На еврокубковых матчах в Киеве яблоку было негде упасть, спекулянты продавали билеты по двойным-тройным ценам, а из разных уголков Украины в столицу прибывали автобусы с болельщиками, жаждавшими вживую увидеть очередной триумф "Динамо". Но при этом на домашних матчах киевлян в национальных соревнованиях аншлаги, если и случались, то нечасто. Возможно, потому, что в тот период команде Лобановского мало кто мог дать бой в Украине, соперники мечтали в основном поменьше пропустить. А регулярно наблюдать одну и ту же картинку – как "Динамо" выбивает из окопов условные "Карпаты" или "Зарю" – столичным зрителям не доставляло особого удовольствия. Другое дело – сходить на матчи киевлян с "Реалом", "Барселоной" или "Ювентусом". Статусные поединки, чего там говорить. Ну и в регионах, понятное дело, "бело-синие" обычно собирали полные стадионы.

Старый мир разрушили – новый не построили

По-хорошему, еще в 90-х руководителям наших футбольных клубов надо было выстраивать и реализовывать стратегии заманивания болельщиков на стадионы, как это делалось и делается до сих пор в развитых футбольных странах. Ведь футбол в первую очередь предназначен для зрителя, который приходит на стадион в надежде увидеть классное зрелище. Которое потом станет предметом обсуждения в кругу друзей или сослуживцев. Но в Украине никто особо не обращал внимания на болельщиков. Собственникам клубов обычно не было дела до посещаемости, так как кассовые сборы не покрывали и десятой части клубного бюджета. Ходят? Хорошо. Не ходят? Ну и шут с ними. А топ-менеджеры, которым хозяева клубов доверяли управление футбольным хозяйством, были заняты более важными вопросами, чем работа с болельщиками – "распилами" бюджетов, откатами со стороны агентов за трансферы непонятных игроков, подкупом судей и прочим. А клубы, как были при СССР, так и остались в независимой Украине ДОТАЦИОННЫМИ. То есть – убыточными. Только в советские времена они были на балансе различных министерств, ведомств и крупных предприятий, а в эпоху рыночных отношений кормятся из рук олигархов – вот и вся разница. А толком зарабатывать на своих же поклонниках украинские футбольные клубы так и не научились. Хотя, казалось бы, после падения "железного занавеса" нашим футбольным боссам сам Бог велел ездить за границу, перенимать полезный опыт, учиться чему-то новому, а не взяткам и откатам. Вроде и ездили, и учились, и заверяли электорат, что "мы будем жить теперь по-новому". Но каких-то глобальных перемен так никто и не увидел.

Из-за событий на Донбассе "Шахтер" переехал в Киев. Но и в других украинских городах его активно поддерживают

Будет несправедливым сказать, что украинские топ-клубы совсем уж запустили вопросы болельщицкой аудитории. Больше всего в этом направлении преуспели, понятное дело, "Динамо" и "Шахтер". Создавались фан-клубы, устраивались различные акции и перфоменсы для болельщиков. Но это больше напоминало не хорошо продуманную системную работу, а лишь ее видимость.

А тем временем в Украине активно развивалась индустрия развлечений, которая незаметно оттянула у того же футбола немалую часть аудитории. Сети модных кинотеатров, парки аттракционов, караоке-клубы, множество хороших концертов, спектаклей и прочего – все это дало населению возможность выбора. И многие, вместо похода на футбол, стали выбирать другие формы досуга: просмотр распиаренного на всех углах голливудского блокбастера, поход на интересную выставку и тому подобное. Сыграли свою роль и телевидение с интернетом. Украинцы получили возможность смотреть прямые трансляции матчей топ-чемпионатов – Англии, Германии, Италии, Испании, Франции. И под натиском красивой картинки (а за рубежом и показы матчей не в пример качественнее наших) и футбола высокого уровня многие не устояли, сменив статус болельщика с "активного" на "диванный".

Но эти все тенденции в украинском футболе, где привыкли часто желаемое выдавать за действительное, никого особо не заботили. Тем более что в середине тысячных наступила "золотая эра" нашего многострадального футбола. Успешное выступление сборной Украины на чемпионате мира в Германии в 2006 году, а также право провести (вместе с поляками) Евро-2012 спровоцировало новый виток интереса наших сограждан к футболу. Тем более, что интереснее стало смотреть и украинский чемпионат, в котором "Шахтер" уже серьезно потеснил "Динамо", а им обоим могли задать трепку тот же "Днепр" или "Металлист", а позднее и "Заря". Матчей высокого накала стало на порядок больше. На протяжении нескольких лет чемпионат Украины входил в ТОП-10 сильнейших в Европе – по объемам клубных бюджетов, трансферной стоимости игроков и другим параметрам. В Донецке был построена ультрасовременная "Донбасс-Арена", новые или реконструированные стадионы появились в Днепре, Одессе, Львове, Сумах и других городах. А статус главной арены страны получил столичный НСК "Олимпийский", выросший на месте бывшего Республиканского стадиона. Люди стали возвращаться на трибуны, и по итогам сезона 2012/2013 был зафиксирован рекордный показатель посещаемости чемпионата Украины – 12 тысяч 602 зрителя в среднем на матче. Для сравнения – самый первый чемпионат страны (1992 год) собирал в среднем 5 тысяч 703 зрителя на каждой игре. Эта цифирь внушала оптимизм (в два с лишним раза прирост поголовья болельщиков на стадионах за 20 лет), но…

И снова Путин виноват?

…уже через пару лет все рухнуло в тартарары. Прошлый футбольный сезон (2017/2018) ознаменовался антирекордом посещаемости матчей чемпионата Украины за всю их 26-летнюю историю – 3 тысячи 922 болельщика в среднем на матче. То есть, всего за пять лет более чем втрое упал интерес украинцев к походам на стадион. Да, худо-бедно еще ходят на еврокубковые матчи и поединки сборной Украины, хорошая посещаемость у национального дерби "Динамо" – "Шахтер" и… Пожалуй, все. На многих матчах зрительская аудитория составляет 200-300 болельщиков, а бывает и 100-150. Это самая настоящая беда нашего профессионального футбола. При этом ряд поединков с участием команд первой и второй лиг, а также матчи любительского уровня все еще могут собрать на трибунах несколько тысяч зрителей. Но общая тенденция носит удручающий характер. Кому тогда нужен чемпионат Украины, если на его матчи не ходят? Владельцам клубов? А зачем? Для кого все эти сборы за границей, тренировки, трансферы игроков и прочее? Для футболистов и тренеров, судей и стюардов, мальчиков, подающих мячи – надо так понимать. Потому что вскоре их в сумме будет больше, чем людей на трибунах.

"Донбасс-Арена" недолго прослужила "Шахтеру". Красавец-стадион в Донецке нынче пустует

В апреле прошлого года украинская Премьер-лига (УПЛ) избрала своим президентом Томаса Гримма из Швейцарии – на первый взгляд, достаточно опытного футбольного функционера, с хорошим послужным списком. Иностранный топ-менеджер много и красиво рассказывал в СМИ, как он изменит к лучшему украинский чемпионат. Едва ли не Шакиру с Imagine Dragons обещал в перерывах матчей, чтобы вернуть народ на стадионы. Но появление Гримма пока что носит почти такой же эффект, как в 2014 году – наплыв иностранных менеджеров (Абрамавичюса, Деканоидзе и прочих) в украинское правительство. То есть, практически нулевой. Похоже, что и Гримм запомнится нам как автор знатных футбольных обещаний. Его великие однофамильцы Якоб и Вильгельм (авторы сборника "Сказки братьев Гримм"), доживи они до наших дней, точно окочурились бы от зависти к Томасу. Знатный рассказчик.

А куда подевались болельщики? Кто воюет, кто на заработках за границей, а многие просто забили на походы на стадион. К тому же любителя футбола не проведешь. Волна договорных матчей, захлестнувшая украинский футбол в последние годы, у многих отбила желание смотреть матчи нашего чемпионата и Кубка. Видеть плохо срежисированные "зрелища" с плохими актерами в главных ролях никто даже задарма не хочет. Ау, ФФУ и УПЛ?! Может, пора, наконец-то, вспомнить о тех, чьи интересы вы призваны защищать? О болельщиках. И не надо ссылаться на трудности в стране, вооруженный конфликт с Россией на Донбассе и прочие факторы. В той же Югославии, когда местный футбол пребывал из-за войны и санкций в международной изоляции, строились стадионы ("Обилич" в Белграде, например) и публика ходила на матчи. Проще всего обвинить во всех бедах украинского футбола, например, Россию и Путина, но в данном случае это совершенно неубедительная "отмазка". Если хозяин будет кормить собаку одними обещаниями – то бедное животное с голодухи сорвется с цепи и сбежит. Вот и наши болельщики массово бегут со стадионов. И с такими темпами падениями посещаемости игр чемпионата Украины их скоро вообще не будет.

Как известно, одной из самых суровых кар УЕФА является проведение домашнего матча без зрителей. Тогда получается, что участники чемпионата Украины сами себя жестоко наказали за равнодушное отношение к своим поклонникам. Это стоило того?..

Фанаты "Динамо" часто выражают свое возмущение работой ФФУ подобным образом

"Футбол проиграл конкуренцию другим видам развлечений"

Чтобы наше мнение не выглядело однобоким и тенденциозным, Фокус предоставил слово экспертам. Святослав Сирота отлично знает украинскую футбольную "кухню" изнутри. В 90-е годы он защищал ворота "Динамо", "Днепра" и "Вереса", а после завершения карьеры вратарь стал арбитром, затем – делегатом ФФУ на матчах национальных соревнований. Также Святослав Анатольевич сделал успешную карьеру чиновника, и в 2008—2010 годах был президентом Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ) Украины, которая отвечает за проведение соревнований в первой и второй лигах. В последние годы Сирота работал менеджером футбольных клубов Украины и Молдовы. В комментарии Фокусу известный футбольный деятель изложил свое видение проблемы посещаемости матчей национальных соревнований:

"Профессиональный футбольный клуб – это своего рода предприятие. И его успех зависит от руководителя. Если он толковый, то и предприятие будет процветать, а если нет – проблем не миновать. Стагнация, банкротство… Так что и в вопросе посещаемости матчей национальных футбольных соревнований нельзя все наши клубы стричь под одну гребенку. У одних ФК работа с болельщиками ведется регулярно, у других – как Бог на душу положит, у третьих – руководству вообще все равно. Мне памятен случай, когда я возглавлял ПФЛ Украины. Однажды к нам обратились представители одного клуба с просьбой провести свой домашний матч Кубка Украины в феврале, но не в нашей стране, а…. за рубежом, где команда как раз находилась на предсезонных сборах. Спрашиваю: "А как же люди, болельщики?" Представитель клуба беспечно махнул рукой: "Ой, я вас умоляю! На нашу игру там придет и то больше зрителей, чем в Украине". Вот и все отношение. К слову, тот клуб все же обязали провести кубковый матч в родной стране.

"Арена-Львов" также нечасто используется в последнее время для футбола

Нужно так же понимать, что посещаемость стадионов может быть ситуативным явлением. Помню, несколько лет назад, когда "Буковина" из Черновцов выходила из второй лиги в первую, то ее домашние матчи собирали 10—12 тысяч зрителей. И это на ветхом стадионе еще советской постройки. А в последнее время перестали ходить люди на футбол в Черновцах – 500—700 зрителей в среднем собирают. Возможно, это вызвано тем, что "Буковина" находится в "хвосте" таблицы второй лиги, вот местные любители футбола и разочаровались в команде.

Я не думаю, что резкое падение посещаемости футбольных матчей в Украине напрямую связано с военными действиями на востоке страны или массовым отъездом наших граждан на заработки за рубеж. Мое мнение – футбол в Украине, как элемент индустрии развлечений, пока проигрывает конкуренцию другим вариантам проведения досуга. Если владельцев или управленцев клубов действительно заботит вопрос – куда подевались болельщики? – то могу дать подсказку. Пусть они в выходные дни проедутся по торгово-развлекательным центрам, пусть попробуют найти свободное место на их паркингах, пусть увидят очереди за билетами в тех же кинотеатрах. Народу – битком! И это не старики и дети, а молодые люди в основном, которые приходят (часто с детьми) приятно провести выходной день. Пусть заинтересуют их, чтобы условный папа с сыном в следующие выходные пошел не в парк аттракционов, а на стадион. Тут уже работать должны специалисты, маркетологи, которые способны переориентировать целевую аудиторию, заинтересовать ее. Все можно сделать по уму при большом желании, была бы добрая воля собственников клубов".

"В Харькове на матч второй лиги пришло 14 тысяч зрителей"

Своим мнением по поводу ситуации с посещаемостью наших стадионов поделился также известный спортивный журналист Анатолий Янголь, которые уже несколько лет работает в должности пресс-секретаря ПФЛ Украины: "Конечно, можно списать проблему с заполняемостью трибун на ситуацию, в которой оказалась страна: война, проблемы экономики, люди бросают все силы на содержание семьи… Но это лишь надводная айсберга, а корни проблемы находятся намного глубже.

Первое – это состояние инфраструктуры. Если в Харькове ОСК "Металлист" является ареной VIP-класса, то немудрено, что команда "Металлист 1925" устанавливает рекорд по посещаемости за всю историю второй лиги, собрав в 2017-м около 14 тысяч болельщиков на домашнем матче с "Днепром-1". Думаю, если бы мы имели побольше арен уровня "Днепр-Арены", НСК "Олимпийский" или того же "Черноморца", являющегося крупнейшим стадионом на юге страны, то и вопрос болельщиков не стоял бы настолько остро.

Болельщики идут на стадион за положительными эмоциями. Скучные зрелища им и даром не нужны

Другое дело, что на матчи выступающего в первой лиге "Прикарпатья" приходит в среднем до 4 тысяч болельщиков, хотя стадион в Ивано-Франковске нуждается не то что в реконструкции, а в фундаментальном обновлении. В чем секрет? Просто клуб работает с болельщиками: футболисты развозят пиццу по городу, выездные матчи поклонники команды смотрят то в старинном замке, то в огромном ресторане. Кроме того, игроки "Прикарпатья" регулярно проводят акции в социальных и образовательных заведениях города и окрестностей. Разве это трудно сделать другим клубам?

Знаменитый украинский баскетболист Станислав Медведенко как-то озвучил интересную мысль – в Америке все крутится вокруг игрока. Именно спортсмен является важнейшим стратегическим объектом, вокруг которого и строится рекламная кампания, привлекающая зрителя на матч. У нас же с этим перманентные проблемы. Мы знаем Ярмоленко, Коноплянку и Пятова… А что другие? Те же клубные пресс-службы занимаются чем угодно, но только не раскруткой своих футболистов, не делают абсолютно ничего, чтобы тот или иной игрок стал узнаваемым, медийным.

И, конечно же, важно качество игры. Этот аспект своими корнями уходит глубоко, конкретно в детскую футбольную школу, где тренер, по идее, должен научить игрока финтить, отдавать филигранные разрезные передачи. Или обучить нападающего забивать мячи, используя полумомент. Где все это?

Проблем тьма, но я вижу свет в конце туннеля, В 2018-м украинский футбол содрогнулся под серией расследований договорных матчей. В фокусе правоохранителей оказались многие футболисты, тренеры, функционеры и арбитры. Вот это, на мой взгляд, важнейший прорыв, который также позволит сделать наш футбол ярче и интереснее. Тогда и люди вернутся на трибуны".

Фото ua-football.com, dynamo.kiev.ua, pikabu.ru, avaxnews.com