Разделы
Материалы

Шифруются. Кто и как защищает тайну переписки в сети

Екатерина Богданович

Пять критериев, которым должен соответствовать мессенджер, чтобы считаться безопасным 

Международная правозащитная организация Amnesty International составила рейтинг операторов самых массовых мессенджеров. Компании (и их службы мгновенных сообщений) оценивались по пяти критериям. В идеале политика оператора должна учитывать наличие интернет-угроз правам человека (1), шифрование сообщений между конечными пользователями должно применяться по умолчанию (2), сами пользователи должны быть предупреждены в случае отсутствия шифрования (3), компания должна раскрывать информацию о правительственных запросах на получение доступа к личной переписке (4) и публиковать теххарактеристики шифрования (5). Полное выполнение всех пяти условий дало бы компании 100 баллов. Но их не набрал ни один участник рейтинга.

1

73 балла

Facebook — Messenger (1 млрд пользователей),
WhatsApp
(1 млрд пользователей)

Компания учитывает большинство интернет-угроз правам человека, полностью раскрывает информацию о правительственных запросах и публикует все данные по шифрованию. В WhatsApp шифрование сообщений между конечными пользователями применяется по умолчанию, в Messenger его нужно активировать дополнительно.

2

По 67 баллов

Apple — iMessage и FaceTime (данные о пользователях закрыты)
Telegram — Telegram Messenger (100 млн пользователей)

Apple учитывает большинство интернет-угроз, шифрование действует по умолчанию, информация о запросах личных данных открыта, а вот характеристики шифрования известны лишь частично. Telegram учитывает все интернет-угрозы и публикует техданные по шифрованию. Но компания менее открыта в вопросе сотрудничества с властями.

3

3. 53 балла

Google — Hangouts, Allo, Duo (общее количество пользователей 2 млрд)

Google информирует обо всех запросах властей по доступу к переписке своих пользователей, признает большинство интернет-угроз, но так же, как и Apple, не открывает всех технических подробностей алгоритмов шифрования. Кроме того, если в Duo шифрование используется по умолчанию, то в Allo это опция, а в Hangouts защищенное соединение вообще не предусмотрено.

4

По 47 баллов

Viber Media — Viber (250 млн пользователей)
Line — Line Messenger (218 млн пользователей)

Viber Media и Line лишь частично учитывают интернет-угрозы правам человека, с оговорками раскрывают информацию о запросах властей и не открывают всех технических подробностей алгоритмов шифрования. Зато обе компании по умолчанию — в обязательном порядке — применяют шифрование в своих мессенджерах.

5

По 40 баллов

Microsoft — Skype (300 млн)
Kakao — Kakao Talk (49 млн)

Владельцы Skype уверяют, что права и сообщения их клиентов надежно защищены и что компания всегда раскрывает информацию о запросах властей. Тем не менее шифрование сообщений между конечными пользователями в Skype отсутствует. У южнокорейского мессенджера Kakao такое шифрование можно активировать по запросу клиента, но технические подробности шифрования полностью закрыты.