Пять критериев, которым должен соответствовать мессенджер, чтобы считаться безопасным
Международная правозащитная организация Amnesty International составила рейтинг операторов самых массовых мессенджеров. Компании (и их службы мгновенных сообщений) оценивались по пяти критериям. В идеале политика оператора должна учитывать наличие интернет-угроз правам человека (1), шифрование сообщений между конечными пользователями должно применяться по умолчанию (2), сами пользователи должны быть предупреждены в случае отсутствия шифрования (3), компания должна раскрывать информацию о правительственных запросах на получение доступа к личной переписке (4) и публиковать теххарактеристики шифрования (5). Полное выполнение всех пяти условий дало бы компании 100 баллов. Но их не набрал ни один участник рейтинга.
1
73 балла
Facebook — Messenger (1 млрд пользователей),
WhatsApp (1 млрд пользователей)
Компания учитывает большинство интернет-угроз правам человека, полностью раскрывает информацию о правительственных запросах и публикует все данные по шифрованию. В WhatsApp шифрование сообщений между конечными пользователями применяется по умолчанию, в Messenger его нужно активировать дополнительно.
2
По 67 баллов
Apple — iMessage и FaceTime (данные о пользователях закрыты)
Telegram — Telegram Messenger (100 млн пользователей)
Apple учитывает большинство интернет-угроз, шифрование действует по умолчанию, информация о запросах личных данных открыта, а вот характеристики шифрования известны лишь частично. Telegram учитывает все интернет-угрозы и публикует техданные по шифрованию. Но компания менее открыта в вопросе сотрудничества с властями.
3
3. 53 балла
Google — Hangouts, Allo, Duo (общее количество пользователей 2 млрд)
Google информирует обо всех запросах властей по доступу к переписке своих пользователей, признает большинство интернет-угроз, но так же, как и Apple, не открывает всех технических подробностей алгоритмов шифрования. Кроме того, если в Duo шифрование используется по умолчанию, то в Allo это опция, а в Hangouts защищенное соединение вообще не предусмотрено.
4
По 47 баллов
Viber Media — Viber (250 млн пользователей)
Line — Line Messenger (218 млн пользователей)
Viber Media и Line лишь частично учитывают интернет-угрозы правам человека, с оговорками раскрывают информацию о запросах властей и не открывают всех технических подробностей алгоритмов шифрования. Зато обе компании по умолчанию — в обязательном порядке — применяют шифрование в своих мессенджерах.
5
По 40 баллов
Microsoft — Skype (300 млн)
Kakao — Kakao Talk (49 млн)
Владельцы Skype уверяют, что права и сообщения их клиентов надежно защищены и что компания всегда раскрывает информацию о запросах властей. Тем не менее шифрование сообщений между конечными пользователями в Skype отсутствует. У южнокорейского мессенджера Kakao такое шифрование можно активировать по запросу клиента, но технические подробности шифрования полностью закрыты.