Разделы
Материалы

Туда и обратно. Когда начнется эра "дешевого космоса"

Владимир Хомяков
Фото: Getty Images

Благодаря многоразовым ракетам уже в 2017 году стоимость вывода на орбиту килограмма полезного груза может снизиться до $1000. Всего 15 лет назад это стоило в 10 раз дороже

Доставка груза на МКС, вертикальная посадка вернувшегося с орбиты Falcon 9 и, наконец, масштабный план по колонизации Марса — в 2016-м компания Space X Илона Маска безусловно лидировала по количеству "космических" новостей. На этом фоне "потерялось" возвращение еще одной частной ракеты — New Shepard Джеффа Безоса, которое произошло даже раньше, чем у Falcon 9. И уж совсем незамеченным остался главный тренд, который в двух словах можно описать как "дешевый космос". Точнее — дешевые полеты за пределы земной атмосферы.

Частные компании Space X и Blue Origin за считаные годы смогли сделать то, над чем безуспешно на протяжении полувека трудились десятки тысяч ученых в CША и СССР. Они научились возвращать на Землю целыми ракеты стоимостью сотни миллионов долларов, которые раньше сгорали в твердых слоях атмосферы. Простой пример: американские Boeing и Lockheed Martin, точнее, их совместное предприятие United Launch Alliance, берет с NASA за один пуск обычной, невозвращаемой ракеты $380 млн. То же самое в исполнении Space X — при помощи многоразовой первой ступени — обходится налогоплательщикам в $133 млн. А для коммерческих клиентов (без особых требований NASA) компания Маска проводит пуски вообще за $60 млн.

Первого снижения цен стоит ожидать после того, как уже вернувшиеся с орбиты Falcon 9 снова отправятся в космос

По Безосу пока подобной калькуляции нет. Дело в том, что New Shepard — ракета суборбитальная, предназначенная для того, чтобы на несколько минут вывести на высоту около 100 км капсулу с космическими туристами. Ракету, которая, как Falcon 9, сможет доставить грузы на МКС (400 км от поверхности Земли), Blue Origin планирует запустить до 2020 года. Но стоимость пуска ракетоносителя New Glenn вряд ли будет выше, чем у Илона Маска.

16 лет назад, в 2000 году, поднять на околоземную орбиту 1 кг стоило от $10 000. Тогда же была основана частная аэрокосмическая компания Blue Origin, через два года к ней присоединилась Space X. В 2004-м Илон Маск, выступая в сенате США, заявил: "Я верю, что цена выводимой на орбиту полезной нагрузки в $500 за фунт (примерно $1100 за кг) и меньше вполне достижима". В 2015 году стоимость вывода килограмма груза при полной загрузке Falcon 9 составляла от $2631. Что дальше?

Стоимость пусков продолжит падать. Скорее всего, первого снижения цен стоит ожидать после того, как уже вернувшиеся с орбиты Falcon 9 снова отправятся в космос. Пока все они проходят тестирование на земле, но если судить по New Shepard Джеффа Безоса (отлетавших в космос уже по четыре раза) — это более чем вероятно. Еще раз цены должны пойти вниз с выходом на этот рынок New Glenn от Blue Origin.

Третье снижение, вероятно, случится после того, как обе компании вернут инвестиции, а их ракеты превратятся в "рабочих лошадок", едва ли не еженедельно отправляющихся на орбиту и спускающихся обратно. В итоге основным расходом полетов в космос станет топливо для ракет, на которое уходит $200–300 тыс. за пуск. Притом что всего полтора десятка лет назад один такой пуск обходился в $350–400 млн.