Разделы
Материалы

Окопная фантастика. Когда украинская армия пополнится боевыми роботами

Денис Попович
Фото: УНИАН

Украинский оборонно-промышленный комплекс приступил к созданию наземных боевых роботов. Наибольшую известность получила боевая платформа "Фантом", которая пережила несколько усовершенствований. Фокус задался вопросом, есть ли будущее у боевых роботов в Вооруженных силах Украины

О создании наземных боевых роботов в Украине начали говорить в 2016 году. В конце августа Укроборонпром представил собственную разработку — дистанционно-управляемый шестиколесный мини-бронетранспортер "Фантом".

"Фантом" и "Пиранья"

Машинка могла разогнаться до 38 км/ч и обладала запасом хода в 20 км. Мини-БТР управлялся как по защищенному радиоканалу, так и по оптико-волоконному кабелю длиной до 5 км. По замыслу разработчиков, "Фантом" способен транспортировать боекомплект, эвакуировать раненых с поля боя, а также выполнять различные боевые задачи, находящиеся в рамках возможностей 7,62 мм пулемета, которым вооружен мини-БТР. При этом робот действительно напоминает маленький бронетранспортер — длиной три метра, шириной полтора метра и высотой 90 см.

Первая презентация "Фантом-1"

В 2016 году на выставке "Оружие и безопасность" завод "Ленинская кузня" представил свой вариант наземного боевого робота — "Пиранья". Машина, в отличие от "Фантома", размещается на гусеничной базе. На выставке был показан вариант робота, оснащенного 12,7 мм пулеметом. При этом разработчики утверждали, что на "Пиранью" можно поставить боевой модуль, состоящий из 7,62 мм пулемета и 40-мм гранатомета УАГ-40 украинского производства. Впрочем, проект "Пиранья" не получил развития, а вот "Фантом", напротив, начал совершенствоваться.

Наземный боевой робот "Пиранья"

Первоначальный вариант "Фантома", показанный в августе 2016 года, кроме того, что вызвал живой интерес, получил изрядную дозу критики. Например, что касается эвакуации раненых с поля боя. Для этого по обе стороны корпуса размещались две откидные рамы, на каждую из которых мог лечь взрослый человек. Но поскольку робот по умолчанию является мишенью для огня противника, то эвакуируемые с поля боя раненые рисковали не доехать живыми до своих позиций.

Поэтому следующие модификации "Фантома" представляли собой исключительно боевую платформу. Так, 25 июля 2017 года на Гончаровском полигоне состоялась демонстрация робота "Фантом-2". Машина была вооружена модулем для запуска 80 мм неуправляемых авиационных ракет РС-80. Правда, для того чтобы оснастить робота ракетным вооружением, конструкторы были вынуждены удлинить колесную базу, поставив "Фантом-2" на восемь колес.

"Фантом-2" с модулем для запуска 80 мм неуправляемых авиационных ракет РС-80

Были и дальнейшие "вариации на тему". Так, на международной выставке вооружения AUSA-2017 (Association of the US Army), которая проходила в Вашингтоне в октябре 2017 года, восьмиколесный "Фантом-2", помимо ракетного вооружения, получил спаренное 23 мм орудие и две установки для запуска противотанковых управляемых ракет "Барьер".

А на выставке вооружения беспилотных систем Unmanned System Exhibition (UMEX), которая проходила в текущем году в Абу-Даби, были представлены как восьмиколесный, так и шестиколесный варианты "Фантома-2". Шестиколесная версия оснащена 7,62 мм пулеметом, а также четырьмя установками для запуска ПТУР "Барьер".

"Фантом-2" на выставке вооружения AUSA-2017

Украинские боевые роботы вызвали к себе большой интерес на международных выставках. Шутка ли, восьмиколесный мини-БТР "Фантом-2" с установкой РС-80 по своей огневой мощи приближается к малой реактивной системе залпового огня (РСЗО). А наличие ПТРК "Барьер" и спаренных 23 мм орудий делает машину опасной как для бронетехники, так и для пехоты в укрытиях. Но до подписания контрактов на поставку "Фантомов" дело пока не дошло. И вот почему.

Робот или человек

Как объясняет бывший заместитель генерального директора Укроборонпрома Максим Глущенко, определенный скепсис вызывает система управления робота с помощью кабеля. Этот скепсис вполне понятен — бойцы противника могут спокойно перерезать кабель и завладеть дорогостоящим оборудованием.

Система управления по радиоканалу также имеет свои недостатки. "В первую очередь это защищенность радиоканала (противник, используя системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), может перехватить управление. — Фокус) и расстояние, на котором машину может контролировать оператор. В городских условиях это приблизительно полкилометра, что, конечно же, очень мало", — утверждает Глущенко.

По его словам, с похожими проблемами сталкиваются все зарубежные разработчики подобной техники. В то же время, например, в США и Израиле есть успешные проекты наземных дронов, потому что техника, помогающая избегать людских потерь на поле боя, всегда будет востребована.

Директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец отмечает, что боевым роботам пока не нашлось места в боевых порядках армии. Например, в армии США роботов предпочитают использовать не для уничтожения противника, а для разминирования или разведки территорий. Все потому, что сегодня робот не всегда сможет выполнить боевую задачу эффективнее человека. Экипаж РСЗО "отстреляется по цели" и сменит позицию для перезарядки. А кто будет перезаряжать "Фантом-2", когда он выпустит все свои реактивные снаряды, — вопрос остается открытым.

По мнению Максима Глущенко, пока не будут решены перечисленные проблемы, в ближайшей перспективе говорить о серийном производстве боевых роботов не приходится. "Но радует, что проект ("Фантом". — Фокус) не заглох. Уже сейчас нужно думать о подготовке операторов для подобной техники", — заключает Глущенко.