Разделы
Материалы

На море, на суше и в небесах. На что делает ставку Россия в гонке вооружений

Игорь Ветров
Фото: sdelanounas.ru

Авария российского авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" увеличивает бюджет его ремонта, который оценивается почти в $1 млрд. И это не единственный дорогостоящий "долгострой" российского оборонно-промышленного комплекса. Как и с чем Россия входит в гонку вооружений с Соединенными Штатами, пытался разобраться Фокус

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) "Адмирал Кузнецов" является пятым по счету кораблем этого класса, построенным в советские времена, и единственным авианосцем, которым располагает военно-морской флот РФ. Его конструкция объединяет наличие авиагруппы и тяжелого противокорабельного ракетного вооружения, позволяющего бороться с противником не только с помощью палубной авиации. Он закладывался в 1982 году на стапелях Черноморского судостроительного завода в Николаеве под названием "Рига". В том же году крейсер был переименован в "Леонид Брежнев" (это произошло после смерти генсека ЦК КПСС); в 1987 году — в "Тбилиси", а 20 января 1991 года был зачислен в состав Северного флота уже как "Адмирал Кузнецов".

Хуже не бывает

Крейсер вполне мог бы стать и украинским кораблем. В конце ноября 1991 года, когда он находился в Черном море близ Феодосии, его командир Виктор Ярыгин получил телеграмму от Леонида Кравчука о том, что ТАКР является собственностью Украины. Однако приказ оставаться на рейде Ярыгин проигнорировал, решив, что такого государства, как Украина еще не существует (референдум о подтверждении Акта о независимости, принятого Верховной Радой, состоялся 1 декабря), а поэтому экипаж должен следовать приказам командования Северного флота.

"Кузя" ушел в Североморск, очевидно избавив Украину от множества проблем, связанных со своей эксплуатацией. Дело в том, что все десять действующих американских авианосцев (Россия позиционирует себя как конкурента США) оснащены ядерной силовой установкой (ЯСУ), которая предоставляет им практически неограниченную дальность плавания. "Адмирал Кузнецов" вместо ЯСУ получил котлотурбинную систему, состоящую из восьми паровых котлов и четырех паровых турбин. Она не только ограничивает автономность корабля, но делает всю его конструкцию чрезвычайно проблемной.

Например, в 1995 году во время шторма ТАКР из-за отказа нескольких паровых котлов потерял ход и едва не был выброшен на берег архипелага Новая Земля в Северном Ледовитом океане. В 1996 году у берегов Мальты авианосец снова потерял ход и также чуть не оказался на берегу. К счастью, команде удалось избежать катастрофического развития ситуации, и корабль малым ходом ушел в Североморск.

Ремонт злополучного "Адмирала Кузнецова" обойдется российским налогоплательщикам в куда более значительную сумму, чем $1 млрд

Кроме того, в 2002 году на борту "Адмирала Кузнецова" произошел пожар, от отравления угарным газом погиб старшина 1-й статьи Бобылев. А в 2009-м пожар случился еще раз. В результате погиб матрос срочной службы Сычев, который задохнулся продуктами горения.

Осенью 2016 года российское командование решило поиграть мускулами и отправило "Кузю" в поход к берегам Сирии. Реклама военно-морского могущества получилась не очень удачной — во время перехода через Ла-Манш ТАКР отчаянно дымил, словно старый броненосец времен русско-японской войны. Это пояснялось тем, что силовая установка начинала работать в форсированном режиме, едва корабль развивал скорость более 18 узлов (от 33 км/час). Отметим, что согласно проекту, максимальная скорость корабля должна составлять 29 узлов (54 км/час).

Оказавшись у берегов Сирии, крейсер также "отличился" — вследствие неполадок с аэрофинишерами упали в море два палубных истребителя — МиГ-29К и Су-33. В январе 2017-го "Адмирал Кузнецов" отправился домой, чтобы снова встать на ремонт. Контракт на проведение соответствующих работ, которые обойдутся российскому бюджету в $1 млрд, был заключен в апреле 2018 года.

Первым делом ремонтники принялись менять злополучную силовую установку, из-за которой, по версии американского издания The National Interest, крейсер был включен в список самых худших авианосцев в истории. Однако на злополучный корабль буквально обрушились новые неприятности: в ночь на 30 октября крупнейший в России плавучий док — ПД-50, в котором находился крейсер, из-за аварийного отключения электроэнергии начал тонуть, а на корабль упал башенный кран.

Сначала российские СМИ сообщили, что крейсер был успешно эвакуирован и не получил особых повреждений. Потом появились сообщения о том, что башенный кран пробил палубу в кормовой части корабля и несколько отсеков под ней. Кроме того, "Кузя" получил пробоину в надводной части борта.

В результате аварии пострадали четыре человека, один пропал без вести. Еще одной невосполнимой потерей стал затонувший док. Он был построен в 1979 году в Швеции, специально для военно-морского флота СССР. Возможности ПД-50 позволяли ремонтировать в нем крупнотоннажные корабли, вроде "Кузнецова" или ракетного крейсера "Петр Великий", а также стратегические атомные подводные лодки. Другого такого дока в России нет, а это значит, что ремонт ТАКР, который планировалось завершить в 2021 году, может затянуться и обойдется российским налогоплательщикам в куда более значительную сумму, чем $1 млрд.

Броня хлипка

Много финансовых средств и общественных ожиданий привлек к себе еще один проект российского ОПК — новейший танк Т-14, созданный на универсальной боевой платформе "Армата", разработанной предприятием "Уралвагонзавод". На ее базе планировалось создать семейство из 28 перспективных боевых машин, некоторые из которых были представлены 9 мая 2015 года на военном параде в Москве.

Первое появление Т-14 на публике вышло не слишком удачным: во время репетиции парада танк неожиданно заглох, создав массу поводов для насмешек

Главной особенностью Т-14 является размещение членов экипажа не в башне, а в особой бронекапсуле внутри корпуса. Таким образом конструкторы пытались решить проблему выживаемости танкистов в условиях боевых действий. Ведь в российских танках Т-72, Т-80, Т-90 (да и в украинском Т-64) боекомплект расположен по соседству с рабочими местами наводчика и командира. Удачное попадание может вызвать детонацию боеприпасов, которая срывает танку башню, не оставляя в живых членов экипажа.

В "Армате" башня является необитаемой, управляется дистанционно, а боекомплект отделен от людей. Машина может быть вооружена как 125-мм, так и 152-мм орудием. Танк снабжен новейшей системой управления огнем, динамического бронирования, активной защиты, способной перехватывать управляемые снаряды, а также является малозаметным для противотанковых ракет с инфракрасной головкой самонаведения. Например, таких, которые используются в американском ПТРК Javelin.

Первое появление Т-14 на публике вышло не слишком удачным: во время репетиции парада танк неожиданно заглох, создав массу поводов для насмешек. Тем не менее, директор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко заявил, что до 2020 года его предприятие получило заказ на производство 2300 танков Т-14. Стоимость одного экземпляра при серийном производстве по ценам 2016 года оценивалась в 250 млн рублей (около $4 млн).

На базе платформы "Армата" также планировалось создать тяжелую БМП, 152-мм САУ "Коалиция-СВ", ремонтно-эвакуационную машину, боевую машину огневой поддержки и.т.д.

Все эти планы оказались под угрозой 30 июля 2018 года. Курирующий российскую "оборонку", вице-премьер РФ Юрий Борисов дал понять, что проект может быть приостановлен. "Ну, и зачем наводнять "Арматами" все вооруженные силы. У нас Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с "Абрамсами", "Леклерками" и "Леопардами" по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит", — утверждает Борисов.

По его словам, в целях экономии нет смысла покупать и колесный БТР нового поколения "Бумеранг". Российские эксперты отмечают, что изменения в планах насчет "Арматы" вызваны сокращением финансирования программы перевооружения сухопутных войск ВС РФ в рамках госпрограммы вооружений, принятой до 2020 года. Сама же программа была утверждена в 2011 году, то есть, когда российская экономика еще не успела пострадать от санкций, наложенных США и Евросоюзом за агрессию против Украины.

Правда, 22 августа, выступая на форуме "Армия-2018", заместитель министра обороны Алексей Криворучко заявил, что минобороны РФ заключило контракт на приобретение установочной партии Т-14 и Т-15 (БМП на платформе "Армата") из 132 машин. Первые поставки ожидаются уже в текущем году. "До конца 2021 года контракт будет выполнен", — обещает Криворучко.

Будут ли выполнены эти обещания — покажет время. Напомним, что изначальные планы по закупке "Арматы" выглядели куда более многообещающими.

Потерянное поколение

По состоянию на 2010-й ПАК ФА "съел" 30 млрд руб (на тот момент — около $1 млрд). Сколько на него потрачено в 2018 году — неизвестно, но совершенно очевидно, что и этот проект является проблемным

В 1980 годах в СССР было принято решение разработать истребитель пятого поколения, которому предстояло заменить самолеты МиГ-29 и Су-27. Распад Советского Союза нарушил эти планы, однако в 2005 году в РФ стартовала программа по разработке истребителя пятого поколения — перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Первый летный экземпляр самолета, который стал известен как Т-50, поднялся в воздух в 2010 году. А в 2017 году новейший многофункциональный истребитель получил название Су-57.

До настоящего времени построены десять летных прототипов Су-57, четыре из которых прошли боевые испытания в Сирии в феврале 2018 года. Самолет Су-57 позиционируется как соперник американским истребителям пятого поколения F-22 Raptor и F-35. Вот только Raptor уже успел сойти с производства в 2011 году (всего было сделано 187 машин), а в России все никак не могут решить, когда же Су-57, наконец, начнет поступать в войска.

Вначале серийное производство планировалось начать в 2016 году, затем сроки были перенесены на 2018-й, а теперь речь идет о 2019 годе. По состоянию на 2010-й ПАК ФА "съел" 30 млрд руб (на тот момент — около $1 млрд). Сколько на него потрачено в 2018 году — неизвестно, но совершенно очевидно, что и этот проект является проблемным.

Во-первых, этот самолет до сих пор нельзя назвать полноценным истребителем пятого поколения, поскольку он не в полной мере отвечает критериям малозаметности. Во-вторых, россияне пока лишь доводят до ума новый двигатель для этой машины. До недавних пор на летных экземплярах использовался двигатель "первого этапа" — АЛ-41Ф1, основанный на агрегатах четвертого поколения, которые устанавливались на предыдущих моделях "сушек". Первый полет с двигателем "второго этапа", получившим название "Изделие-30", самолет совершил только в декабре 2017 года.

В-третьих, завершение работ зависит от иностранных инвестиций. Еще в 2007-м Россия заключила с Индией соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения на базе ПАК ФА. Стороны должны были вложить в проект по $6 млрд и построить по 250 машин. Однако осенью 2017 года Индия решила приостановить свое участие в проекте, из-за конструктивных недостатков Су-57. В апреле 2017-го Индия окончательно вышла из проекта, пояснив, что "авионика, радары и датчики российской разработки не соответствуют стандартам самолета пятого поколения". Единственным преимуществом Су-57 над F-35 была названа маневренность.

А летом 2018 года проект Су-57 вообще "повис" в воздухе. Вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов заявил, что в настоящее время "нет смысла форсировать работы по массовому производству самолета пятого поколения". "У нас Су-35 сегодня считается одним из лучших самолетов в мире", — утверждает Борисов. А председатель комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ВПК Владимир Гутенев предложил сразу же перейти к разработкам истребителя шестого поколения.

Тем не менее, работы над Су-57 продолжаются. Недавно было опубликовано видео конструкторских испытаний, в ходе которых при нагрузке в 104% от допустимой крыло Су-57 разрушилось. Разработчики считают это приемлемым результатом, поскольку большие показатели нагрузки свидетельствовали бы о переутяжеленности конструкции. Последняя известная дата запуска истребителя в серию — 2019 год — остается неизменной.

Отметим, что в России разрабатывается еще один перспективный авиационный комплекс дальней авиации — ПАК ДА. Разработка изделия началась в 2009 году. ПАК ДА должен прийти на смену российским стратегическим бомбардировщикам, однако даже до степени готовности Су-57 этой машине очень далеко. По словам Борисова, первый полет новый бомбардировщик может совершить только в 2025-м или в 2026 году. Сохранит ли к тому времени данный проект свою актуальность — большой вопрос.