Какую пользу может принести ребенку воображаемые друзья, и как на них реагировать родителям рассказывает психолог из Йоркского университета святого Джона Пейдж Дэвис
Психологи впервые заинтересовались воображаемыми друзьями в начале XIX века, потому что опасались, что они могут быть признаком эмоциональной нестабильности или психологических проблем у детей. Но за последние двадцать лет ученые больше узнали об этих невидимых товарищах по играм, и становится все более очевидным, что на самом деле все наоборот: они являются признаком положительного развития.
Воображаемые друзья у детей – неожиданно распространенное явление. Многие люди либо знакомы с кем-либо, у кого в детстве был вымышленный приятель, либо сами играли с таким. Некоторые исследования гласят, что невидимые спутники сопровождают до 65% малышей.
С воображаемым другом всегда можно поиграть, а при необходимости и переложить вину
Их создают дети по всему миру: англоязычных стран до Кении, Японии и Непала. Причем, играть с воображаемыми друзьями любят и малыши с синдромом Дауна или аутизмом.
Обычно вымышленные приятели появляются в возрасте от трех до пяти лет. Каждый выдуманный друг уникален для своего создателя, но причина возникновения у них, как правило, общая – бегство от одиночества. Если придумать себе товарища, то всегда будет, с кем поиграть. Поэтому первые или единственные дети в семье чаще обзаводятся воображаемыми друзьями.
Кроме того, на несуществующего человека легко переложить вину за плохое поведение или проказы. Именно вымышленные приятели, по версии их создателей, зачастую оказываются виноватыми в том, что разбилось окно, или в случае беспорядка в комнате.
Хорошая компания
Может показаться, что это просто детская забава, но на самом деле она оказывает вполне реальный эффект. Исследование, проведенное в 2014-м году норвежскими и датскими учеными, показало, что дети, имеющие воображаемых друзей, отличаются большей социальной зрелостью, чем те, у которых их нет. Например, им легче поставить себя на место другого человека. То есть, они способны думать о том, что остальные люди могут иначе смотреть на вещи, чем они, а это весьма ценный навык.
Другое изыскание, проведенное исследователями из Великобритании, выявило, что дети с воображаемыми друзьями больше интересуются внутренним миром других людей, чем их внешностью. Даже при описании своих реальных приятелей они склонны уделять внимание скорее личностным характеристикам, нежели визуальным. Кроме того, они лучше понимают сами себя и тот факт, что их мысли просто не могут сами по себе вырваться из их голов.
Дети, имеющие воображаемых друзей, легче ставят себя на место других
Еще одной отличительной чертой детей с воображаемыми друзьями является креативность.
Как видно, преимущества от подобной дружбы имеются, но в настоящее время ученые затрудняются ответить, способствуют ли их появлению наличие вымышленных приятелей, или просто более творческие и социально зрелые люди склонны искать компаньонов в своем воображении. Но даже если определенные социальные навыки хорошо развиты изначально, вероятно, что игра с порожденным фантазией другом может повысить их еще больше.
По мере взросления мы начинаем заводить новых друзей в реальном мире и все меньше времени проводим в одиночестве. Да и социальное устройство мира становится нам более понятным. Так что дети в большинстве своем отказываются от воображаемых друзей, хотя так поступают не все. При этом исследователи выяснили, что и на более поздних этапах развития они также могут оказывать положительный эффект на своих создателей. Трудные подростки, у которых есть воображаемые друзья, обладают лучшими навыками адаптации и компромисса, чем их ровесники, у которых их нет.
Вымышленные приятели могут быть и у взрослых, хотя это редкость. Существует мнение, что для авторов, пишущих художественную литературу, эту роль играют создаваемые персонажи.
Принять в семью
Что в данной ситуации делать родителям? Как им относиться к воображаемому другу своего чада? Все вышеперечисленное указывает на то, что лучшее решение – это принять нового члена семьи. Например, если ребенок играет с ним перед обедом, можно предложить накрыть стол и для него.
В случаях, когда вымышленный друг оказывается, сорванцом (не делает то, о чем его просит создатель, "говорит" обидные вещи), можно применить несколько иной подход. Следует прислушаться к тому, что ребенок говорит о товарище, и совместно решить эту проблему. Однако и опасаться их не стоит – они помогают детям лучше понять социальное устройство мира так же, как и послушные воображаемые друзья.
Беспокоиться стоит лишь в тех случаях, когда ребенок считает своего приятеля настоящим. Впрочем, это происходит не так часто, и в большинстве своем дети понимают разницу между фантазией и реальностью. А невидимые друзья представляют собой еще одно проявление удивительных творческих способностей малышей, которое может принести им пользу.
По материалам The Conversation