Разделы
Материалы

Живопись Шредингера: Мону Лизу нарисовали на квантовом холсте

University of Queensland

Это первое произведение искусства, созданное с использованием материи в квантовом состоянии

Исследователи из Университета Квинсленда (UQ) перенесли "Мону Лизу" Леонардо да Винчи и "Звездную ночь" Винсента Ван Гога на "квантовый холст" – конденсат Бозе-Эйнштейна (БЭК). Об этом пишет New Atlas.

БЭК – это квантовое состояние вещества, основу которого составляют бозоны, охлажденные до температур, близких к абсолютному нулю. При такой температуре атомы замедляются почти до полной остановки и по существу начинают действовать как один большой атом. Когда таким образом охлаждают атомы рубидия, получается сверхтекучая жидкость с нулевой вязкостью, которая течет без сопротивления.

Авторы исследования использовали БЭК как своего рода квантовое полотно, проецируя на них изображения в обратном направлении через микроскоп. Картины получились крошечного размера – всего 100 микрон, что примерно соответствует ширине человеческого волоса. Каждый пиксель состоит из примерно 50 атомов.

Одна из особенностей квантовых систем состоит в том, что атомы в ней не имеют заданных положений до тех пор, пока не будут измерены. Самым известным примером, конечно, является мысленный эксперимент с котом Шредингера, который считается живым и мертвым одновременно до того момента, как коробка будет открыта.

Точно так же атомы внутри БЭК получают заданное положение только после того, как их измерят. В данном случае измерение включает в себя проецирование света на "холст".

"Я считаю, что пересечение между искусством и наукой чрезвычайно увлекательно. Наука может предоставить художникам новые материалы для работы, и конденсаты Бозе-Эйнштейна как раз один из них. В отличие от классических художественных материалов, БЭК не подчиняются классической физике", – говорит ведущий исследователь исследования Тайлер Нили. На "квантовом полотне" он изобразил и собственную фотографию:

Как писал Фокус:

  • Microsoft научился записывать информацию в ДНК. Как только техника будет усовершенствована, она позволит хранить данные гораздо дольше, чем позволяют сегодняшние технологии: в некоторых случаях ДНК сохраняется в окаменелостях десятки тысяч лет.