Разделы
Материалы

Малярию в мозг. Шведский ученый пролил свет на жуткую медицинскую практику начала XX века

Фото: Kwanchai Lerttanapunyaporn/EyeEm/Getty Images

Невролог из Университета Умео в Швеции Патрик Бломштедт поведал о процедуре лечения нейросифилиса через инъекции малярийной крови, которая привела могла привести к появлению лоботомии

Первая половина XX века принесла миру множество потрясений, но не все они широко известны. Невролог из Университета Умео (Швеция) Патрик Бломштедт решил пролить свет на медицинскую процедуру, в ходе которой прямо в лобную долю пациентов вводилась зараженная малярией кровь. В 30-х годах XX века ей подверглось более 1000 людей. Об этом пишет журнал Discover, ссылаясь на статью Бломштедта в медицинском журнале Stereotactic and Functional Neurosurgery.

История данной практики восходит корнями к 1918-му году. Тогда австрийский психиатр Юлиус Вагнер-Яурегг выяснил, что заражение малярией может помогать пациентам, страдающим нейросифилисом. Звучит опасно, но в то время малярия уже была излечимым заболеванием, а нейросифилис – нет, и неизбежно приводил к деменции, психозу и смерти. Метод основывался на том, что малярия провоцировала существенное повышение температуры пациента, в результате чего бактерия-возбудитель сифилиса погибала.

Вагнер-Яурегг даже был удостоен Нобелевской премии, и он не вводил своим пациентам ничего в мозг. Развить метод таким образом решил французский психиатр Морис Дюкосте. Результаты своей деятельности он опубликовал в 1932 году, но к тому моменту он проводил инъекции уже порядка 5 лет.

Не все пациенты Дюкосте болели сифилисом. Он также проводил процедуру на людях, страдавших энцефалитом и шизофренией. И не всегда они получали инъекцию малярийной крови. Он также вводил в их лобные доли дифтерийный антитоксин и даже противоядие от змеиных укусов.

Дюкосте отмечал, что эффективно метод работает только в случае лечения сифилиса и даже полагал, что его опыты делали людей более здоровыми и умными. "Похоже, что инъекции в мозг стимулируют интеллектуальные способности, меняют характер, придают молодость и силу", - писал психиатр.

Но сколь чудодейственным ни считал бы свой опасный метод Дюкосте, его энтузиазм не стал заразительным. Некоторые его коллеги из Франции и других стран проводили подобные эксперименты, но широкой популярности они так и не приобрели, а к 1940-му, судя по всему, прекратились вовсе.

Но вероятно, что практика Дюкосте переродилась в иной форме. По мнению Бломштедта, она могла послужить основой для создания лоботомии. Он отмечает, что в 1932 году Дюкосте посещал медицинскую конференцию в Париже, где общался с португальским психиатром Эгашем Монишем.

Через несколько лет Мониш прославился, как отец лоботомии. Он предложил метод, который предполагал введение спирта в лобную долю пациента. Португалец никогда не называл Дюкосте своим предшественником, но, по мнению Бломштедта, связь между ними вполне вероятна. Более того, Дюкосте знал, что его процедура повреждает мозг в участках инъекций. Мониш просто заменил малярийную кровь на спирт.

Как ранее сообщал Фокус: