Опасные взгляды: как корпорации применяют технологию Eye tracking, чтобы узнать о нас все
Еще один верный способ сбора личной информации пользователей для продвижения товаров и услуг BigTech.
Технология Eye tracking (айтрекинг) становится все более популярной, отслеживая, куда вы смотрите и как ваши зрачки и радужная оболочка реагируют на множество различных факторов. Примечательно, что для сбора данных не требуется какого-то особенного оборудования — достаточно камеры и видео в формате HD.
Авторы серии книг IFIP (IFIP — Международная федерация по обработке информации) "Достижения в области информационных и коммуникационных технологий" утверждают, что собранные при помощи айтрекинга данные могут раскрыть довольно много информации о людях. Например: пол, возраст, этническую принадлежность, массу тела, личностные качества, наличие/отсутствие вредных привычек, эмоциональное состояние, навыки и способности, страхи, интересы и сексуальные предпочтения. Но это еще не все.
"Определенные методы отслеживания взгляда, — говорится в публикации, — позволяют выявить некоторые когнитивные процессы и могут использоваться для диагностики различных состояний физического и психического здоровья".
Согласно данным Grandview Research, "проанализированные данные используются для изучения множества психиатрических и неврологических состояний, таких как расстройство аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности, обсессивно-компульсивное расстройство, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера и шизофрения".
Как работает Eye tracking?
Система слежения может видеть, в какую сторону вы смотрите, чтобы понять, на что конкретно вы смотрите, но это далеко не все. Она также отслеживает продолжительность фиксации взгляда, быстрые и плавные движения глаз между фиксациями, ускорение взгляда и максимальную скорость движения глаз.
При помощи айтрекинга анализируется движение век, наблюдая, насколько широко открыты глаза, как часто человек моргает и как долго его глаза остаются закрытыми, когда он это делает. Система подмечает состояние глазных яблок, например, покраснение, степень сухости/влажности, может измерить, насколько расширены/сужены зрачки (а это, как известно, показатель возбуждения), отмечает цвет глаз и текстуру радужной оболочки. Но не только веки и глаза находятся в компетенции айтрекера, а еще и движение бровей, кожа вокруг глаз и ее цвет, количество и глубина морщин, форма глаз и пр.
Биометрическая идентичность устанавливается с помощью нескольких факторов. Цвета и узоры радужной оболочки глаза можно использовать в этом плане также, как и отпечатки пальцев. Учитываются и реакции зрачков, скорость взгляда и траектории, по которым глаза следят за движущимся объектом. Расширение/сужение зрачков может говорить не только о физическом состоянии человека, но и о его мозговой деятельности. К примеру, частота морганий коррелирует с уровнем дофамина, что свидетельствует о целенаправленном, осознанном поведении.
Движение зрачков может рассказать о главных личностных чертах человека — невротизм, экстраверсия, покладистость, добросовестность, а также любопытство. Если добавить к этому анализ мимики, то можно довольно точно определить эмоции, такие как счастье, беспокойство, радость, отвращение, любопытство, нервозность, враждебность, страх, гнев, печаль, удивление и пр. Подробнее об этом писало издание newatlas.com.
Исследователи отмечают, что далеко не всегда можно четко определить, о чем конкретно говорит взгляд того или иного человека, ведь реакции могут быть весьма неоднозначными.
Чем рискуют пользователи?
"Можно предположить, — пишут авторы издания, — что некоторые компании, имеющие доступ к данным отслеживания взгляда с потребительских устройств, обладают большими базами данных, опытом и финансовыми ресурсами, чем исследователи. Facebook, например, тратит многомиллиардные бюджеты на исследования и разработки в области айтрекинга, при этом пользовательская база соцсети составляет более 2,3 млрд человек".
Преимущества такого рода технологий очевидны, особенно в сочетании с виртуальной реальностью или технологией дополненной реальности. Устройства и приложения могут стать максимально персонализированными и адаптированными к вашему текущему состоянию и интересам. Айтрекинг, в частности, дает маркетологам исключительные возможности для таргетинга, чтобы сделать пользователей оптимально восприимчивыми к новым товарам и услугам.
Поскольку маловероятно, что компании добровольно откажутся от использования или продажи личной информации, которая может быть извлечена из уже собранных данных, должны быть сильные нормативные стимулы и меры контроля.
И, конечно же, мгновенно срабатывающая обратная связь в разы повышает возможности следить за вами, манипулировать и принуждать вас к совершению покупок. О конфиденциальности данных придется забыть, либо блюсти свое право на приватность, не передавая данные, а значит — не пользуясь многими сервисами, без которых жить в современном мире становится все сложнее и сложнее.
В итоге, при определенном стечении обстоятельств любое устройство от любого производителя, которое способно внимательно следить за вашими глазами, может получить о вас большой объем информации.