Разделы
Материалы

Ученые выяснили, что доисторические художники доводили себя до кислородного голодания, чтобы творить

Фото: Twitter Raquel Asiain | Наскальные рисунки в пещере Ковасиелла в Испании

Такой вывод исследователи сделали, изучив наскальные рисунки в пещерах, созданные древними людьми тысячи лет назад

Анализируя наскальные рисунки периода позднего палеолита, примерно от 40 000 до 14 000 лет назад, исследователи из Тель-Авивского университета обнаружили, что многие из них расположены в залах или узких проходах глубоко внутри пещерных систем, по которым можно перемещаться только при искусственном освещении. Огонь снижал уровень кислорода. Так что доисторические художники творили в состоянии гипоксии. Об этом пишет CNN.

Исследование касалось наскальных изображений в пещерах Европы и Мексики и предлагает объяснение того, почему доисторические художники забирались так глубоко под землю, вглубь пещерных систем.

Ученые отмечают, что люди раннего палеолита не жили в глубине пещер, видимо, опасаясь обвалов, но рисунки чаще всего обнаруживают именно там, в глубине, где нет никакого естественного освещения.

Пещера Шове во Франции

Чтобы творить, древние художники брали с собой факелы. Использование открытого огня снижало уровень кислорода и неизменно приводило к гипоксии, что приводило к спутанности сознания, дезориентации, галлюцинациям, изменению поведения, считает Ран Баркай, профессор доисторической археологии.

"Живопись в этих условиях была сознательным выбором, призванным помочь им взаимодействовать с космосом. Это состояние использовалось для связи с непознанным", — считает Баркай.

По словам профессора, пещерные художники думали о скале как о мембране, соединяющей их мир с подземным миром, который, по их мнению, был местом изобилия.

Наскальные рисунки изображают таких животных, как мамонты, бизоны, медведи и горные козлы, и эксперты давно обсуждают их предназначение.

Пещера Шове во Франции

Исследователи утверждали, что пещеры играли важную роль в системах верований периода позднего палеолита, и что картины были частью этих отношений.

"Не украшение сделало пещеры значительными, а наоборот: значение выбранных пещер было причиной их украшения", — говорится в исследовании.

Баркай также предположил, что наскальные рисунки могли быть использованы как часть своего рода обряда инициации, если присутствовали дети.

"Дальнейшие исследования позволят выяснить, почему детей брали в эти глубокие пещеры, а также выяснят, смогли ли люди выработать устойчивость к низкому уровню кислорода", — отмечают ученые.