Разделы
Материалы

Не такие уж и темные времена. 10 фактов о Средневековье, которые мало кто знает

Ксения Коваленко
Фото: History Extra | Возможно, в Средние века люди не были такими темными необразованными фанатиками, как это принято считать

Жизнь в Средние века была далеко не такой, как показывают в фильмах. Историки утверждают, что общество в Средневековье имело свои инновации, о которых мало кто говорит.

Средневековье – это один их самых захватывающих периодов в истории, который был популяризирован в литературе и кинематографе. Но что мы на самом деле знаем о жизни в Средние века? Профессор средневековой истории Биркбекского университета Лондона Джон Арнольд называет 10 фактов о Средневековье, которые могут удивить.

Не все были рыцарями, крепостными или духовенством

Хотя некоторые средневековые писатели описывали свое общество как разделенное на "три ордена" — тех, кто молился, тех, кто сражался, и тех, кто трудился, — начиная примерно с 1100 года эта картина становилась все менее точной.

Век рыцарей, крепостных и духовенства
Фото: Ancient Origins

В XII и XIII веках население Европы сильно увеличилось, а города и поселки стали намного больше. Париж в этот период вырос примерно в десять раз (а Лондон — почти во столько же). В городах люди занимались самыми разными делами: на улицах встречались купцы, торговцы, плотники, мясники, ткачи, архитекторы, художники, жонглеры.

В сельской местности картина также выглядела совсем иначе, чем толпы голодных, оборванных бедняков-крепостных. Многие крестьяне были свободными людьми и владели собственной землей. Конечно, были и бедные, угнетенные крепостные, но это не было преобладающим явлением.

Люди имели право голоса

Голосовали, конечно же, не за президентов, потому что в Средневековье их еще просто не было. В те времена люди голосовали, чтобы принять участие в местной политике. К примеру, во Франции в XII-XIII веках и далее многие города и деревни управлялись на местном уровне как коммуны, и там часто проводились ежегодные выборы "консулов" и "советников", в которых могло участвовать большинство жителей мужского пола.

Более сложная форма выборов и управления использовалась в городах-государствах Северной Италии, где было больше уровней выборных должностных лиц. Женщины обычно не могли быть чиновниками и голосовать, но некоторые из них были отмечены в согласованных хартиях "вольностей", которыми гордились французские города.

Церковь не устраивала охоты на ведьм

Масштабные охоты на ведьм и коллективная параноидальная реакция на стереотип злой ведьмы — явление не средневековое, а скорее раннесовременное, характерное в основном для XVI и XVII веков. В Средние века проводились судебные процессы над ведьмами, которые стали более распространены в немецкоязычных землях в XV веке, но преследованием почти всегда занимались гражданские, а не церковные власти.

Охота на ведьм
Фото: History

На протяжении большей части Средневековья церковники говорили о магии только то, что это ерунда. Когда Генрих Крамер в конце XV века написал печально известный "Маллеус Малефикарум" ("Молот ведьм"), его целью было убедить людей в реальности существования ведьм. На самом деле книга была изначально осуждена церковью, и даже в начале XVI века инквизиторов предупреждали не верить всему, что в ней написано.

Пережили Ренессанс и основали экспериментальную науку

Когда говорят об эпохе Возрождения, обычно имеют в виду осознанное восприятие классических образцов в литературе, искусстве, архитектуре и образовании в конце Средних веков. Обычно это рассматривается как один из способов перехода от "средневекового" к (раннему) "современному" образу мышления.

Но на самом деле средневековые интеллектуалы также пережили "ренессанс" классического образования и риторики. Это произошло в XII веке и зависело, в частности, от перевода работ Аристотеля и других классических авторов.

Одним из результатов этого процесса было развитие пытливого и рефлексивного отношения к физическому миру. Основная идея заключалась в том, как можно наблюдать и экспериментировать с физическим миром, чтобы узнать о нем больше.

Путешествовали на очень большие расстояния

Возможно, большинство средневековых людей, особенно из сельской местности, редко уезжали далеко от родных мест. Но так было бы со многими людьми и в более поздние века.

Однако нельзя сказать, что средневековые люди никогда не путешествовали. Многие отправлялись в паломничество, иногда преодолевая для этого тысячи километров. А те, кто занимался торговлей, несомненно, путешествовали, связывая части света между собой с помощью товаров, перевозимых на огромные расстояния.

Даже в раннем Средневековье всевозможные товары высокого класса доставлялись с очень далеких берегов в различные европейские страны: шелк из Китая, пряности из Азии попадали в Европу через Ближний Восток, янтарь и меха — из Балтики. Некоторые бесстрашные путешественники даже вели дневники, в которых описывали свои поездки. К примеру, торговец Вильгельм из Рубрука описывает свое трехлетнее путешествие, начавшееся в 1253 году, через земли, которые мы сегодня знаем как Украину и Россию.

В Средние века также существовала иммиграция. Правда, жители средневековой Англии не всегда были рады валлийским, шотландским и ирландским иммигрантам.

"Народные" обычаи

Большая часть общественной культуры Средневековья была сформирована или, по крайней мере, пропитана христианством. Но были и весьма любопытные обычаи, которые обычно церковь терпела, несмотря на их древние языческие корни.

Языческие обряды также встречались в Средневековье
Фото: Скриншот

Одним из них был обычай, распространенный в разных частях Европы, — катать горящие бочки с холма в канун Середины лета. Другой пример — посыпание новобрачных зернами пшеницы. Также было принято собирать деньги на благотворительность, устраивая "эль помощи": варили партию эля, устраивали большую вечеринку, чтобы выпить и собрать пожертвования.

Несомненно, существовал целый ряд примет, которые кажутся нам "суевериями", часто связанными с призывом к сверхъестественной защите от болезней или неурожая.

Женитьба в церкви – не обязательно

В Средневековье почти наверняка вас бы не венчали в церкви. Торжественное заключение браков обычно проводили у ворот церковного двора. Парам не нужны были ни церковь, ни священник, ни другая религиозная атрибутика.

При этом церковь конечно же, хотела, чтобы люди венчались только у алтаря. Также согласно правилам должно было прозвучать согласие и присутствовать свидетели, но при желании эти постулаты можно было обойти.

Письмо в Средневековье

В современном мире мы привыкли воспринимать грамотность, как данность, частью которой является письмо.

В это же время в Средневековье существовала профессия писцов, которые не были учеными, теологами или интеллектуалами.

Вместо этого писцы были на службе у мыслителей того времени, чтобы записывать за ними умные мысли и высказывания.

Не все были религиозны

Средневековье знаменито примерами крайней религиозности: мистики, святые, флагелланты, массовые паломничества и тому подобное. Но было бы неверно полагать, что люди всегда были сосредоточены на Боге и религии, и уж точно неверно думать, что средневековые люди были неспособны к скептическим размышлениям.

Существуют убедительные свидетельства того, что некоторые простые люди с опаской смотрели на определенные верования — на чудеса, совершаемые святыми, или на природу Евхаристии (таинство причастия), или на жизнь после смерти. Некоторые простые люди считали, что душа — это "не что иное, как кровь", и она просто исчезает в момент смерти. Другие считали, что нет никаких оснований думать, что именно Бог заставляет расти растения и давать урожай — а есть просто врожденные свойства, плюс умение обрабатывать и удобрять почву.

Есть также множество свидетельств того, что люди просто не особо беспокоились о религии — в первую очередь не ходили в церковь по воскресеньям. Один испанский священник в самом начале XIV века докладывал своему епископу, что по воскресеньям в церковь почти никто не ходит, предпочитая слоняться по улицам.

Они не верили, что мир плоский

Большинство людей, вероятно, уже знают об этом, как и о том, что на шлемах викингов не было рогов. Оба эти факта — часть викторианского мифотворчества о тех временах, как и идея о том, что лорд имел право провести ночь с любой новобрачной из своей округи.