18 марта стартует 36-я Украинская неделя моды. Ее основательница Ирина Данилевская рассказала Фокусу о том, почему на неделях прет-а-порте залы заполняют люди в черном, и что самое сложное в организации Ukrainian Fashion Week
Украинская неделя моды — это площадка для премьеры, но не для дебюта. Дизайнер в основной программе не может показать первую коллекцию. Вот, например, приходит ко мне Лена Бурба. Я говорю: "Да, я вас знаю, три сезона слежу за вами, наблюдала ваши вещи на людях, которые мне интересны, видела ваши платья в глянце. Конечно, я буду рада видеть вас среди наших участников".
Когда мне говорят: "Мы хотим, чтобы у нас было, как в Италии", отвечаю: "Нет вопросов. Но Италии потребовалось 55 лет, чтобы там было "как в Италии".
Среди украинских дизайнеров есть такие, чьи вещи между собой не дружат. Но речь идет не о качестве вещей, а об идеологии. Например, вещи от Frolov вряд ли будут дружить с вещами от Ларисы Лобановой. Оба талантливые, но из разных миров.
Самое сложное в организации Украинской недели моды — это мы сами. Мы постоянно придумываем проекты, которые требуют больших усилий. Если бы мы каждый сезон не создавали новых форматов, было бы проще. Но ведь мода — это не только платья, показанные на подиуме. Для нас это способ и система внедрения новых технологий, причем и в моду, и в жизнь.
Сколько существует Украинская неделя моды, столько и уходили из проекта дизайнеры, которые хотели продолжать работу в режиме ателье, то есть индивидуально шить уникальные изделия. На их место приходили бренды, создававшие коллекции прет-а-порте — тиражных вещей. В связи с этим менялось и качество гостей этих дизайнеров. Публика на fashion week — это иностранные специалисты, пресса и личные гости дизайнера. Среди последних — все меньше клиентов, все больше профессионалов из сферы моды: байеров, fashion-консультантов, персональных шоперов, стилистов телеканалов и рекламных агентств. Как они отличаются внешне? Профессионалы выглядят почти незаметно.
Форматы New Names и Fresh Fashion – шаг навстречу молодым дизайнерам
На неделях прет-а-порте в Европе зал, где идет показ, может быть заполнен людьми в черном. Это почтительное отношение к дизайнеру: собравшиеся не привлекают к себе внимания — да, если хотите, униформа. Первые ряды могут быть не в черном — гости в знак уважения к дизайнеру могут надеть вещи из его предыдущих коллекций. Даже я иногда играю в эту игру и при случае стараюсь переодеться перед показом.
Моя одежда на 90% состоит из вещей украинских дизайнеров. Я — клиент Пустовит, Земсковой и Ворожбит, LAKE, Литковской, Подоляна, Бевзы. У Бурениной тоже одеваюсь, но последние сезоны меньше. Да, они делают мне большие скидки — от 35% до 50%. Но, во-первых, я никогда не приобретаю вещи из перспективных коллекций, только из сезонных. А во-вторых, чаще всего получаю скидки не от дизайнера, а от магазина, где вещь продается.
Спрос на украинских дизайнеров растет. В этом заслуга не только Украинской недели моды и самих дизайнеров, но, к сожалению, и нынешних обстоятельств. Для ретейлеров отечественные дизайнеры — оплот стабильности. Дизайнеры, безусловно, зависят от курса валют, потому что покупают ткани и фурнитуру за рубежом. Зато ретейлер, работая с ними, не зависит от таможни и цен на транспортировку. У отечественного дизайнера можно выкупить 10 или 50 вещей, в зависимости от бюджета, а потом дозаказать еще. С итальянцами или французами так нельзя договориться. С нашими дизайнерами удобнее работать.
Если считать, что талант закаляется в борьбе, то молодым дизайнерам поддержка не нужна. Но на самом деле очень хочется создать им комфортные условия и хоть чуть-чуть смягчить реальность. Наши форматы New Names и Fresh Fashion — шаг навстречу молодым дизайнерам. Мы хотим, чтобы лестница, по которой они взбираются, не была столь уж крутой.
Мода – это не только платья, показанные на подиуме. Это способ и система внедрения новых технологий, причем и в моду, и в жизнь
Молодые дизайнеры, которые уходили от нас, потом снова возвращались. У нас в UFW системный подход. Как у спортсмена: каждые четыре года — Олимпийские игры, поэтому нужно постоянно тренироваться. Неделя моды — наши Олимпийские игры. Я знаю дизайнеров, которые, перестав участвовать в Украинской неделе моды, сначала прекратили создавать сезонные коллекции, затем делали их раз в год. А потом и вовсе перестали выпускать коллекции.
Зачем нам украинские fashion-блогеры? Во-первых, это модно. Во-вторых, очень помогает. Может быть, у наших блогеров нет миллионов читателей, но и нам нужен, возможно, не миллион, а 500 человек — зато тех, кто в нас верит.
Все очень просто: мода там, где деньги. Поэтому пятым к модной "большой четверке" — Нью-Йорку, Лондону, Милану и Парижу — в ближайшие годы сможет присоединиться Гонконг или Шанхай.
У нас очень хорошее время проведения — через неделю после Парижской недели. Это означает, что, с одной стороны, кошельки байеров уже изрядно опустошены. Но с другой — все журналисты успели приехать домой, принять душ, постирать вещи и отписаться. И теперь ждут чего-то нового. И с третьей стороны, мы последние, кто успевает попасть в престижные международные fashion-каталоги, после нас прием фото закрывается.
За время проведения с нами конкурирует Токийская неделя. Чаще всего она стартует на два дня позже, но иногда и день в день с нами. Я сразу сказала: у меня нет никаких инструментов с этим бороться, кроме как давать настолько интересную информацию и настолько красивые фотографии, что никому не захочется обращать внимание на японских дизайнеров.