Разделы
Материалы

"Я так хочу". Интервью с Святославом Вакарчуком

10 марта украинские рокеры "Океан Ельзи" презентуют альбом Dolce Vita. Накануне выхода пластинки фронтмен группы Святослав Вакарчук рассказал Фокусу о седьмой студийной работе, своем отношении к выборам и умных людях

"Святослав", – улыбаясь представляется музыкант, вбегая в офис на улице Шелковичной и протягивая руку. Держится Вакарчук, несмотря на статус рок-звезды, очень просто и деликатно. Атмосферу в небольшой светлой комнате, которую сотрудники двусмысленно именуют "залом славы", создают многочисленные музыкальные награды на полках, платиновые и золотые диски. На стене в коридоре красуются раритетные афиши трех любимых групп "Океана Ельзи" – Rolling Stones, The Beatles и Red Hot Chilly Peppers. В такой непринужденной обстановке мы и начинаем беседу с одним из самых популярных украинских артистов.

- Какова концепция нового альбома – с точки зрения идеи и с точки зрения музыки?

- Всегда сложно говорить о новом альбоме, когда его никто не слышал. С другой стороны, когда альбом уже вышел, о нем никто не спрашивает. Это замкнутый круг.

- Давайте, я вам помогу. Например, у Питера Гэбриела вышел альбом, он вообще отказался от использования классических рок-инструментов, записав только симфонические.

- Я понял. Этот альбом, в отличие от моего сольного альбома "Вночі", не является экспериментальным. У нас не было мысли удивить кого-то, мы не хотели так поступать, потому что мы соскучились по рок-музыке, по рок-н-роллу. И хотели наоборот – сделать что-то, что было бы созвучно с тем, с чего мы когда-то начинали в 2000-х. Мы пригласили для работы над альбомом продюсера Евгения Ступку, который продюссировал пластинку "Янанебібув", и который стал в какой-то мере со-создателем звука "Океана Эльзы", и с чем нас ассоциировали. И если говорить о концепции, то у нас – полная противоположность Питеру Гэбриелу: только мы, 5 человек, только рок-инструменты, никаких приглашенных музыкантов, за исключением одного человека, играющего на пиле. Ну, это был музыкальный прикол. Мы все делали сами – мы записали хлопанье по пианино, стук компакт-диска, писали нетипичные вокальные вставки. Это такой продукт органический получился.

- Под влиянием каких событий велась работа над Dolce Vita, какое у альбома настроение?

- Позавчера утром я после тяжелых мучений наконец закончил трек-лист альбома. Было очень сложно расставлять эти песни – или они хорошо расставляются в музыкальном порядке или в смысловом. Но так, чтобы и то и другое – не получается. И вот когда я расставлял песни, я понял, что пытаться излишне концептуализировать альбом не стоит. Как в том анекдоте – иногда сон это просто сон. А иногда 13 песен – это просто 13 песен. Кстати, цифра 13 очень долгое время была моей не любимой, но с какого-то времени она перестала быть таковой.

- Есть на этом альбоме знаковые для вас песни?

- А как вы ведете себя в группе во время работы? Тираните коллег или прислушиваетесь к их мнению?

- Да что ж вы все придумали себе такое! (смеется) Ну конечно, нет, не тираню! Это же группа. Во-первых, ты не имеешь морального права, а во-вторых, у тебя не возникает такого желания – что-то диктовать. Конечно, мы спорим, но это не собрание акционерного общества, где кто-то может сказать "Значит так, у меня 51% акций, поэтому я послушал, конечно, но все будет так, как я сказал!".

- А вы самокритичны? Какие недостатки у нового альбома?

- Очень самокритичен! Две-три песни с нового альбома получились, как мне кажется, не так хорошо, как хотелось бы. Но тем не менее, они достаточно хороши, чтобы там быть. Мы выкинули штук пять в процессе – они не прошли наш отбор. Кроме того, я не везде собой доволен. Как правило, я собой в принципе не доволен. Есть несколько вещей, которыми я доволен, а есть много таких, которые я мог бы сделать лучше. Это касается и пения и слов.

- Почему ваш тур начинается с России?

- Я вот все думаю – в этом вопросе политика или простое любопытство?

- Иногда вопрос – это просто вопрос.

- Ну да, да. (смеется). Дело в том, что в Украине большинство площадок, где мы будем играть – это большие площадки, в России таких меньше. В России все площадки – закрытые. И поэтому концерты можно спокойно делать в марте, апреле.

- Вы имеете в виду погоду?

- Да, погоду. Я себе слабо представляю, как играть на стадионе в марте. Это главная, если не единственная причина, почему так. Все остальное не имеет никакого значения.

- Есть ли какие-то нераскрученные украинские группы, которые вам нравятся?

- Мне понравилась "Димна суміш", нравится группа бывшего солиста 5Nizza – SunSay.

- Вы следите за тем, что происходит в нашем шоу-бизнесе?

- Я уже как-то говорил это. Наш шоу-бизнес – это болото. Проблем очень много. Самая главная – у нас не разборчив музыкальный рынок. Люди слушают то, что им дают на радиостанциях и телеканалах, а телеканалы и радиостанции отбирают музыку, руководствуясь принципом "То, что слушают люди, то мы и дадим". Получается замкнутый круг. И никто не хочет подвинуться. Люди не ищут, то есть, процентов 5 ищут музыку в интернете. А те, кто должен не только развлекать, но и просвещать, вообще не хотят этим заниматься. Конечно, это же теряешь деньги, рейтинги. Все хотят нравиться. Есть еще одно звено – те, кто хочет попасть в шоу-бизнес. Ими движет, я в этом уверен, желание славы, тщеславия. Эти люди лишены дара музыки, таланта, они не умирают на сцене, они не понимают, что происходит вообще! Зато они понимают, что если будут соответствовать вкусам массы, то их примут и они получат славу, деньги и прочее. И это 90 процентов нашего шоу-бизнеса. Вы наверное, заметили, что более-менее интересная украинская музыка – она вся стоит отдельно. Никто не хочет лезть в это болото. Группа "Океан Эльзы" практически ни в каких классических проектах нашего шоу-бизнеса участие не принимала. Мы тоже вынуждены играть по правилам, но мы это делаем только для того, чтобы промоутировать альбомы. Мне вот "нравится", когда людей спрашивают – "Вам нравится?", а они отвечают – "Ну-у, у нее хороший голос". Что это за отношение к музыке?! У тебя или идут мурашки по коже или нет! Когда я включаю наш телевизор или радио, у меня очень редко такое бывает.

Нам не нужен еще один Depeche Mode или Radiohead. Нужно что-то самобытное. Этого не хватает! У нас появились неплохие студии, хорошего качества видео. Научились форме, а содержания все равно нет. Ты видишь, как люди придумывают строчки в песни для рифмы. Аранжировки – не дай бог, чтобы она была слишком тяжелая, ну как же, это же не возьмут на телевидение или радио. А надо же еще найти деньги, чтобы заплатить за ротацию. Это же порочный круг. Когда в стране платят деньги за эфиры – не музыкантам, а музыканты, что вы хотите от этого шоу-бизнеса? Настоящий рынок – это когда берется только лучшее, и ему еще и преференция дается! У нас – все с ног на голову. Мы никогда не были частью этого, не являемся и не будем.

- И за ротации не платите?

- Никогда! И никогда не будем этого делать.

- Говоря о новых технологиях в музыке, будете ли вы переходить на цифровой формат, выкладывать альбомы в интернете, как делают это музыканты на Западе?

- Да, будем. "Океан Эльзы" будет очень digital в этом году, просто супер- digital. Диски, конечно, тоже будут выходить – никто их пока не отменял. Такие люди, как я, например, - я люблю слушать диски в машине. Основной упор в продажах и в обмене музыкой с нашими поклонниками будет сделан через цифровой формат, через интернет, через телефон – через цифру.

- Как вам результаты выборов?

- Для меня эти выборы – промежуточные, если хотите прямой ответ. Я считаю, что их результат для фундаментального развития страны ничего не решает. Все хотят имена, явки, пароли, отношение. Дело не в именах, не в том, кто выиграл президентские выборы, а кто проиграл. Дело в том, что общество, мы с вами – я надеюсь, не мы с вами вдвоем, а вообще, - не даем запроса на настоящие изменения. (переходит почти на крик) Нет у нас 70% населения, которое вдруг хочет перемен – нам надоело вот это, мы хотим того! В лучшем случае, это абстрактное желание лучшей жизни, но при этом без понимания, что лучшая жизнь – это не президент, которого ты избрал, а это чистый мусорник возле твоего дома, где ты убираешь, потому что тебе небезразлично! Почему мы выбирали из этих двоих людей? Кто к этому привел? Разве не мы с вами? Почему умные люди сидят на кухне, читают анекдоты о кандидатах в президенты? Имея хорошее образование, умея что-то делать, а сами говорят – да зачем нам это надо? Разве эти люди, так называемая элита, этим своим безразличием и декадентством не расплачиваются?

- Многие считают, что выбирать было не из кого.

- Я понимаю! Но почему они об этом задумались за два месяца до выборов, а не за пять лет, не сразу после предыдущих? Почему сейчас никто не задумывается, кто будет через пять лет президентом? Вы мне задаете вопрос, на который нет ответа. Как вам результаты выборов? Да никак! Никак! Единственное, за что я опасаюсь – это резкий пересмотр гуманитарной политики. Я хочу, чтобы мы были независимой страной. Во всех смыслах. В понимании общих ценностей. Я еще не видел ни одного политика первого эшелона, который дал бы людям ценности, сделал нас сплоченной семьей. А это моя мечта. Я очень переживаю за то, что происходит в стране, я собираюсь дальше делать все, чтобы эта страна становилась лучше и делаю это каждый день.

Ирина Навольнева, Фокус