Для разминирования самодельных взрывных устройств, от которых в горячих точках ежедневно гибнут мирные жители и военные, Пентагон использует роботов, лазеры и специально обученных пчел
Когда сержанта армии США Уильяма Джеймса попросили назвать лучший способ обезвреживания бомб, он сказал: "Тот, при котором остаешься в живых". На счету сержанта более 870 разминированных самодельных взрывных устройств. Во время иракской военной кампании ему доводилось обезвреживать бомбы, спрятанные в кучах мусора, на обочине дорог, в покореженных машинах и даже в трупе подростка, который террористы начинили взрывчаткой. В отличие от многих коллег Джеймс предпочитал выполнять свою работу сам, не прибегая к помощи роботов. И в его случае человеческий фактор оказывался надежнее дистанционно управляемой машины.
Впрочем, история сержанта Джеймса рассказана не до конца. Он – персонаж оскароносного фильма Кэтрин Бигелоу "Повелитель бури", основанного на реальных событиях. Режиссер оставляет своего героя по прибытии в очередную горячую точку, так что о дальнейшей судьбе Джеймса зритель может только гадать.
В реальной жизни командование армии США старается максимально обезопасить своих саперов. Пентагон готов тратить на научные исследования миллиарды долларов, чтобы изобрести универсальный способ обезвреживания взрывных устройств.
Согласно статистике, больше всего британских и американских солдат в Ираке и Афганистане гибнет не в открытых стычках с противником, а от так называемых "домашних" бомб, изготовленных в подпольных мастерских.
По данным правозащитной группы Iraq Body Count, в прошлом году самодельные бомбы унесли жизни 4500 иракцев. В 2008-м их было в два раза больше. Самый страшный урожай изготовители взрывных устройств собрали в 2006-м – тогда погибло 27 700 иракцев. Но если в этой стране ситуация улучшается, то в Афганистане из года в год количество жертв растет: в 2003-м был зафиксирован всего 81 случай использования самодельных бомб, а в прошлом году эта цифра перевалила за 8150. Самодельные бомбы остаются самым эффективным оружием против чужаков.
В "зоопарке смерти"
Чтобы противостоять этой напасти, Пентагон за последние три года потратил $15,5 млрд. В специально созданную организацию JIEDDO были наняты более трех тысяч самых авторитетных ученых и инженеров.
Сотрудники JIEDDO ведут свою войну – в лабораториях и исследовательских центрах работают над роботами, лазерами и химическими детекторами, позволяющими обнаружить и обезвредить бомбу. Специалисты-взрывники расположенной в Калифорнии лаборатории испытывают новейшие образцы саперной техники. Такие устройства стоят недешево – по $150 тыс. каждое.
Когда нет возможности использовать роботов, саперы облачаются в специальный защитный костюм, напоминающий скафандр астронавтов. Костюм чрезвычайно тяжелый, и работать в нем непросто, к тому же, если сапер находится слишком близко к эпицентру взрыва, защита, как правило, не спасает. Поэтому на разработку более совершенных устройств, способных заменить саперов, Пентагон средств не жалеет.
Каждая новая бомба, найденная и обезвреженная в Афганистане сегодня, попадает в руки инженеров JIEDDO. Взрывные устройства постоянно модифицируются, американские специалисты вынуждены противостоять нескольким сотням афганских умельцев, которым для изготовления взрывного устройства не требуется особого технического образования.
"Они используют то, чего мы никак не ожидаем, – почти с восхищением говорит работающая на американское правительство инженер-механик Эрин Пьятески. – Они берут что-то простое и превращают его в нечто очень сложное. Это очень креативные ребята". В лабораториях Пентагона – старые мобильные телефоны, жестяные банки, игрушечные машины, электронные игры – все, что когда-то было использовано террористами для создания бомбы. Специалисты называют это "зоопарком взрывных устройств" или "зоопарком смерти".
На шаг позади
Как бы ни изощрялся Пентагон, какие бы противоминные системы ни изобретали американские ученые, у ближневосточных умельцев всегда найдется то, что можно противопоставить противнику.
"Мы откровенно проигрываем это состязание тактики и контртактики, – заявил как-то известный американский военный аналитик Майкл О"Хэнлон. – Их способность спрятать бомбу еще лучше, взорвать ее на еще большем расстоянии и заложить в нее еще больше взрывчатки сводит на нет все наши попытки применить новые устройства и тактику".
Когда американское командование попыталось оснастить военную технику в Ираке и Афганистане мощной броней, повстанцы стали собирать более мощные взрывные устройства. К тому же утяжеление брони сводило на нет мобильность военных, и от такой модернизации решили отказаться. Когда Пентагон стал использовать устройства, создающие электрические помехи (они не допускают дистанционного подрыва бомбы с помощью радиодетонатора), террористы перешли на бомбы с нажимным устройством. Именно по этой причине число жертв среди мирного населения растет с каждым днем, ведь террористы устанавливают взрывные устройства и уходят, не дожидаясь, когда в зоне поражения окажутся солдаты международного контингента. Так что на бомбе может подорваться кто угодно.
"Иной раз тяжелее всего бороться с самыми простыми вещами", – говорит один из сотрудников компании химик Августус Вей Фонтейн. Его подразделение в химико-биологическом центре Эджвуда работает над модернизацией лазера Huskie, который мог бы проникать сквозь грунт и обнаруживать спрятанные под землей бомбы. Ученые хотят сделать более миниатюрную версию устройства и снабдить его дистанционным управлением.
Один из самых необычных проектов ученых из JIEDDO – использование пчел для обнаружения бомб. Благодаря способности улавливать тончайшие ароматы, насекомые могут с легкостью обнаруживать различные химические вещества. Обучить пчелу распознавать нужный запах просто, у ученых на это уходит не более 20 минут. Если поместить насекомое в специальный аппарат, который зарегистрирует уловленный пчелой запах, можно находить начиненные химическими компонентами бомбы. Авторам ноу-хау остается решить только одну проблему – как перевозить военнообязанных пчел по Афганистану.
Яна Седова, Фокус