Почему разбился самолет Качиньского, - версии зарубежных СМИ
Трагическая гибель польской делегации во главе с президентом страны Лехом Качиньским остается в фокусе внимания мировых СМИ. Международные эксперты по авиации высказывают свои версии крушения самолета
Эксперты задаются вопросом, почему пилоты самолета польского президента, разбившегося в России в субботу, пытались приземлиться, несмотря на предупреждение о плохой видимости и рекомендацию воспользоваться другими аэропортами, пишет The Financial Times.
Пока не поступало информации, что указание игнорировать предупреждения диспетчеров исходило от влиятельных пассажиров, однако это не исключено, и некоторые эксперты задумались, могла ли сложиться подобная ситуация на борту других президентских самолетов, в частности Air Force One, на котором летает американский президент.
"Думаю, в этом случае прозвучало бы: "Сэр, мы не можем здесь приземлиться", так как экипаж понимает, что его первоочередная задача - сохранить жизнь членов правительства", - полагает Билл Восс, глава Flight Safety Foundation.
По мнению других экспертов, даже в том случае, если пассажиры обреченного самолета хранили молчание, пилоты могли самовольно проигнорировать предупреждения, поскольку знали, как важно доставить пассажиров на мемориальные мероприятия в Катыни.
В статье, опубликованной в The Los Angeles Times, своим мнением делятся два профессора философии - Адам Хмелевский из Польши, автор книги "Психопатология политической жизни", и Денис Даттон из Новой Зеландии.
"Вполне возможно, что глубинным и более личным фактором этой трагедии было ощущение президента Леха Качиньского, что его не привлекли к церемониям в Катыни с участием польского и российского премьеров. Если верить прессе, Качиньскому было трудно смириться с тем фактом, что его политический соперник Дональд Туск отвлек на себя внимание аудитории, отдавая дань памяти жертвам, и президент жаждал блеснуть сам", - говорится в статье.
Судя по прошлым прецедентам, Качиньский вряд ли захотел бы прервать поездку, пишут авторы, напоминая, как в августе 2008 года Качиньский настаивал на посадке своего самолета в Тбилиси, несмотря на опасения, что российские войска обстреляют его с земли. Пилот предпочел сесть в безопасном Азербайджане, что рассердило Качиньского, отмечает газета.
Трагическая смерть президента Польши Леха Качиньского заострила внимание на катыньской бойне 70-летней давности, пишет в The Washington Times Януш Бугайский из Center for Strategic and International Studies.
По его мнению, "в российских официальных заявлениях и учебниках истории СССР по-прежнему изображается жертвой и победителем, а не соучастником заговора с Гитлером, соучастником, который вторгся в Польшу в сентябре 1939-го, убил десятки тысяч граждан Польши и более миллиона депортировал в Сибирь, в ссылку".
"Путин сделал ставку на то, что польское руководство взамен на его минимальное признание факта событий в Катыни посетит церемонии и тем самым придаст достоверность искаженной версии истории, которую предлагает Москва", - считает автор.
Он рекомендует российским лидерам ради подлинного примирения с Польшей публично признать катыньскую бойню военным преступлением против Польши, рассекретить все российские архивы, касающиеся этого события, а также рассказать всю правду о Сталине и роли СССР во Второй мировой войне.
Для России гибель президента Польши и еще 96 человек в авиакатастрофе - это возможность добиваться гегемонии в Восточной Европе, утверждает обозреватель The New York Post Артур Херман.
"Русский медведь вернулся. Точно Дракула, восставший из гроба", - заявляет Херман.
"В российскую версию авиакатастрофы поверят не все, памятуя, что Качиньский был заклятым недругом Путина, а страшная ФСБ сейчас российского премьера 6 лет назад была причастна к заговору с целью отравления украинского президента Виктора Ющенко", - пишет Херман, советуя ожидать нового нажима Кремля на Польшу.
Кроме того, автор находит общее между свергнутым президентом Киргизстана Курманбеком Бакиевым и погибшим главой Польши: оба лидера не слушались Кремля по вопросу о базах США.
Французская Le Monde обращается к внутриполитической ситуации в Польше. Авиакатастрофа под Смоленском сделала спикера польского Сейма Бронислава Коморовского первым лицом государства. "На меня свалилась гигантская ответственность", - сказал он.
"Теперь перед Коморовским стоит тройная задача. Он является временно исполняющим обязанности президента и продолжает председательствовать в Сейме, а также должен готовиться к избирательной кампании по выборам президента. В марте Бронислав Коморовский победил на "праймериз", проведенных правящей партией "Гражданская платформа". Смерть Леха Качиньского сбила график - теперь президентские выборы должны пройти до 20 июня", - пишет газета.
Коморовский объявил, что оставляет выбор даты за оппозиционными партиями, потерявшими в катастрофе своих кандидатов в президенты - Ежи Шмадзинского (альянс левых) и Леха Качиньского ("Право и справедливость").
"С чего начать? Число погибших в политической верхушке, армии и епископате превращает задачу в настоящую головоломку", - отмечает издание.
Консерваторы обезглавлены в результате гибели лидеров партии "Право и справедливость". Массовая народная скорбь может способствовать посмертному прославлению Леха Качиньского, чья популярность в последнее время была крайне низка, пишет газета.
Многие задаются вопросом, не возникнет ли у Ярослава Качиньского искушение побороться за место покойного брата-близнеца, отмечает издание.
(Перевод inopressa.ru).
Напомним, польский правительственный самолет Ту-154 разбился 10 апреля под Смоленском. На борту лайнера находились президент Польши Лех Качиньский с супругой и ряд высших должностных лиц страны. Всего - 97 человек. Не выжил никто.
Все они направлялись в Катынь, где должны были пройти мероприятия в память о массовых расстрелах польских офицеров.
Обязанности президента Польши временно исполняет маршал Сейма Бронислав Коморовский. Согласно польской Конституции, выборы нового главы государства должны состояться в течение двух месяцев после гибели президента.