Человек с кейсом, на самокате и в футболке с Микки-Маусом – вовсе не городской сумасшедший, как иногда думают. С каждым годом в Украине появляется все больше кидалтов – взрослых людей, которые не спешат взрослеть
30-летний кидалт из Днепропетровска Артем Явас собирает редкие комиксы, обожает мультфильмы, питает слабость к футболкам с вызывающими принтами и играет на терменвоксе – музыкальном инструменте, который пищит на разные лады, когда над ним водишь руками. Артем считает, что его единомышленники есть в каждом большом офисе. "Видя кидалта, многие все еще крутят пальцем у виска, но это с непривычки. Чем дальше, тем меньше вопросов вызывает человек, который заплетает бородку в косичку и ходит зимой в желтой шапке с торчащими "кошачьими" ушами", – утверждает Явас. Если несколько лет назад взрослые, которые впали в детство, производили фурор одним своим присутствием, то сейчас они быстро становятся законодателями моды.
Детство в массы
Психологи и социологи сходятся во мнении, что кидалтинг привлекает все большее количество людей. Согласно исследованию американской компании Nielsen Media, среди зрителей от 18 до 49 лет детский телеканал Cartoon Network популярнее, чем новостной CNN. "В США кидалтами считают себя более 7 миллионов человек, в Украине такой статистики пока нет. Но будьте уверены, что ребенок живет во многих взрослых украинцах", – считает аналитик компании InTrends Юлия Карпинская.
"Для меня кидалт – новое слово, которое пока не на слуху. Хотя по всем признакам я один из них: многим вещам радуюсь как ребенок, не утратил любопытства, часто веду себя непосредственно и выгляжу моложе своих 33-летних сверстников", – говорит шеф-редактор мужского журнала Maxim Сергей Рыбик.
Благодаря кино, рекламе и средствам массовой информации герой-кидалт постепенно вытесняет героя-любовника или героя-супермена. Если когда-то типичные кидалты Джо и Чендлер из легендарных "Друзей" казались украинскому зрителю чудаками, то теперь подобный тип персонажей появляется в большинстве новых сериалов. В виртуальном мире "вечные дети" тоже выходят на первые роли. Они формируют сообщества, ведут блоги и создают сайты. К примеру, в социальной сети "Одноклассники" поначалу в основном общались вчерашние студенты и школьники, теперь же средний возраст новых пользователей – около 30 лет. А модные социальные игры привлекают миллионы взрослых пользователей, которые заводят онлайн-огороды в Facebook или покупают виртуальных кошек и морских свинок на интернет-аукционе eBay. "Многие взрослые стремятся к общению с теми, кто помнит их детьми. Это форма эскапизма, то есть ухода от реальности. Все пытаются избежать старости по-разному: кто-то делает пластические операции, кто-то занимается спортом, а кто-то выглядит и ведет себя как ребенок", – объясняет психолог Наталья Николаева.
Веселый шопинг
Кидалтинг формирует стремительно растущий рынок. Даже солидные бренды начинают работать для этой аудитории. Например, Louis Vuitton выпускает сумки с веселыми принтами, Hermes – галстуки с овечками и кроликами, а BMW – культовый автомобиль Mini сумасшедших расцветок. Маркетологи шутят: если хотите дорого продать непрактичную вещь, найдите покупателя-кидалта. "Кидалты часто становятся законодателями моды. Они легко и с детским азартом принимают все новое и яркое. На украинском рынке появились сети магазинов, к примеру, WOW Shop, Newton, Le Futur, Party Shop, SoonDооck, где можно приобрести много мелочей, которыми любит себя побаловать повзрослевший ребенок", – говорит Юлия Карпинская.
Сейчас у отечественных производителей таких товаров дела идут неплохо. И речь не только о раскрученных сетевых торговых точках. За последние несколько лет, на радость кидалтам, появилось много небольших бутиков, онлайн-магазинов, блогов и форумов, где можно приобрести одежду и аксессуары. Ирина Соловьева, руководитель интернет-проекта по продаже футболок, говорит, что спрос на такую продукцию огромный. "Мы предложили дизайнерам, с которыми сотрудничаем, добавить в ассортимент именно кидалтовские принты. И сейчас они есть в каждой коллекции у нас на сайте, причем в ограниченном количестве, так что, покупая у нас футболку, можно почувствовать себя уникальным", – рассказывает Ирина.
Для взрослых детей способность товара вызывать эмоции – один из главных критериев при покупке. Вероятно, поэтому картины на детскую тематику украинской художницы Евгении Гапчинской пользуются неизменным спросом. "В состоянии детскости находится много знакомых мне успешных людей. Непринужденность, расслабленность и интуитивность может быть полезна даже в серьезном бизнесе. Так что состояние ребенка не только приятно, но и полезно", – утверждает Гапчинская.
Увы, похвастать разнообразием услуг и товаров для кидалтов в Украине пока может только Киев. А региональным поклонникам таких вещей приходится делать заказы через интернет или покупать их за рубежом. "Сейчас я мечтаю о футболке, выпущенной к фестивалю комиксов. Картинку к ней нарисовал культовый художник Стефан Бланке, но купить пока не выходит: рассылка только по Западной Европе. Вот когда я начинаю жалеть, что Украина – не европейская страна", – сетует житель Днепропетровска Артем Явас.
Наш формат
Первые кидалты в Украине стали появляться среди людей творческих профессий, и только затем – среди бизнесменов и менеджеров. Аналитик Юлия Карпинская описывает украинского кидалта как мужчину 25 лет и старше, который смотрит телеканалы, где показывают западные мультсериалы для взрослых ("Симпсоны", "Южный парк", "Футурама"), читает комиксы, играет в компьютерные игры, любит стеб во всех его проявлениях. Он подолгу зависает на Google Maps, устраивает флешмобы, квесты и провокации в интернете. Большинство таких людей имеют достаток выше среднего, у некоторых собственный бизнес. Женщины среди них в меньшинстве. Психологи полагают: дело в том, что представительницы слабого пола серьезнее относятся к жизни и более зависимы от общественного мнения. Ведь кидалты, как и любое неформальное сообщество, часто сталкиваются с непониманием большинства. "Я из семьи строгих правил, не одобряющей ни приставок с играми, ни комиксов, ни ужастиков после полуночи. Время от времени родственники, увидев меня в очередной обновке, говорят, что я похож на клоуна", – жалуется Артем Явас.
Даже детское увлечение может вырасти в профессиональное занятие. Многие специализированные магазины или издательства открывают сами кидалты, которые как никто разбираются в этой теме. "Я не только катаюсь на доске, но и снимаю фильм об украинском скейтбординге, руковожу интернет-проектом. Когда окружающие узнают о моем занятии, сначала думают, что это детский сад, а позже понимают, что это важная часть моей жизни", – говорит скейтбордист Дмитрий Рыбак.
Кто такие кидалты
Кидалт (от англ. kid – ребенок и adult – взрослый) – взрослый, сохраняющий детские увлечения. Впервые этот термин был использован в 1985 г. в газете The New York Times для описания мужчин старше 30 лет, которые увлекаются мультфильмами, фэнтези, компьютерными играми и бесполезными гаджетами. В японской культуре это явление называют словом kawaii, описывающим взрослых японцев, которые носят одежду с покемонами, персонажами из аниме, играют с собакой-роботом Sony Aibo и пользуются яркими техническими новинками. На Западе появление кидалтов является следствием более давнего тренда "питерпенство" (от имени главного героя известной сказки "Питер Пен" британского писателя Джеймса Барри).
7 любимых вещей кидалта
Футболка с принтом
В зависимости от увлечений кидалта на ней может красоваться изображение героев мультфильмов или смешные афоризмы.
Игрушки Ugly Dolls
Плюшевые игрушки со зверскими мордами. Ребенок, увидев такого страшного зайца, испугается, кидалт – обрадуется.
Hello Kitty
Персонаж японской поп-культуры, маленькая белая кошечка. Торговая марка Hello Kitty зарегистрирована в 1976 г., под этим брендом выпускают разнообразную продукцию: от одежды до гаджетов.
Segway
Электрический самокат превращает владельца из пешехода в креативного участника дорожного движения.
Гитарные симуляторы
Первые автоматы Guitar Freak, которые позволяли поиграть на игрушечной гитаре, появились в 1999 г. На сегодняшний день самые популярные симуляторы – Guitar Hero и Rock Band.
Радиоуправляемые машинки
Выбор миниатюрных Ferrari, которыми можно управлять с пульта, огро-мен, а цены колеблются от нескольких сотен до десятков тысяч гривен.
Настольные игры
"Монополия" и "Скрабл" сейчас на пике популярности. В детских магазинах все больше взрослых ищут легендарное лото с бочонками.
Юлия Смидович, Анастасия Морозова, Фокус