После завершения в Крыму натурных съемок нового фильма режиссера Федора Бондарчука «Обитаемый остров» по одноименному фантастическому роману братьев Стругацких, экологи сообщили: за полгода съемочная бригада повсюду оставила следы своего пребывания — обгоревший пенопласт, бутылки, воронки от разрывов снарядов и танковые траки
Председатель Крымской республиканской ассоциации "Экология и мир" Андрей Артов дал пресс-конференцию, на которой сообщил: на мысе Казантип велась настоящая локальная война. Под гусеницами военных машин погибли редкие ящерицы желтопузики и прочие гады, занесенные в Красную книгу Украины. А в селе Некрасовка Белогорского района, пока шла киношная канонада, от испуга околели коровы.
Сикхам на смех
Связаться с Бондарчуком практически невозможно — до окончания съемок он дал обет молчания. Об этом его помощник сообщает всякому, кто пытается установить с режиссером контакт. Соответственно, выяснить, стоит ли, на взгляд режиссера, отснятый в Крыму материал вышеописанных жертв, также не представляется возможным. Впрочем, и без того понятно: Федор выиграл, приняв решение снимать кино в Украине. Ведь только в нашей стране экологи поднимают шум не во время съемок, а когда они почти завершены. В Индии, где первоначально планировали снимать "Остров", загнать солдат в кадр во сто крат дороже, да и 200 человек экспедиции прокормить — влетит в копеечку. А уж компенсация в $20 тыс. (говорят, именно столько заплатил режиссер за порчу казантипской флоры и фауны) — просто сикхам на смех.
Знала ли об истинных мотивах режиссера, решившего снимать в Крыму, супруга нашего Президента, пожаловавшая летом на съемочную площадку фильма в заброшенный карьер под Инкерманом? Вряд ли, иначе не заявила бы: "Теперь все будут знать, что в Украине лучшие киносъемочные площадки".
Бондарчуку как воздух нужен успех. Отсюда и выбор дешевого кинополигона, и завеса секретности над фильмом. Собственно, сам режиссер не скрывает, отчего хранит молчание.
— В фильме задействовано три молодых артиста, — сказал он Фокусу в начале марта, прежде чем совсем уйти в тень. — Мне кажется, для нашей аудитории это новые герои и лица. Поскольку о них пока никто ничего не знает, хотелось бы сохранить интригу. Как, впрочем, и мир, о котором мы снимаем фильм. На подготовку к съемкам мы потратили полтора года. Представьте: сейчас кто-то возьмет мобильный телефон, снимет декорации и выставит их в интернете. Обидно. Это же получится куцее восприятие. Съемочный период долгий, потом год постпродакшна. Не хочется, чтобы фильм растащили по частям. Хочется удивлять зрителей.
В интервью Фокусу авторы сценария фильма — киевские фантасты Марина и Сергей Дьяченко рассказали, чем именно режиссер будет удивлять зрителя:
— 7 месяцев в Крыму снимали последствия войны на планете Саракш, промывку мозгов, мутантов, говорящих собак и белые субмарины. А недавно, в начале сентября, — танковую атаку и ядерный взрыв. Таких съемок постсоветское кино еще не знало.
Вознесение Art Pictures
Режиссер Бондарчук уже состоялся. По окончании работы над "Обитаемым островом" ожидается выход на сцену Бондарчука-бизнесмена, воротилы киноиндустрии. Состоится он только в случае безоговорочного успеха картины. Фильм-сенсация нужен, чтобы упрочить реноме компании Art Pictures, к которой Федор имеет непосредственное отношение. В этом смысле "Обитаемый остров" для режиссера — настоящий остров сокровищ.
Пока все идет как надо: фирма растет как на дрожжах. Раньше она занималась съемкой музыкального видео и рекламы, а с появлением в России кинопроката активизировалась на ниве кинопроизводства. Причин несколько: можно брать предоплату с компаний, распространяющих DVD, рассчитывать на помощь Федерального агентства по культуре. Наконец, использовать кредитные деньги, как при съемках "Жары".
Производственный бюджет этой картины, как сообщают российские СМИ, составил $2,05 млн. Еще $2,5 млн. было потрачено на производство и размещение рекламы. В прокате фильм взял $16,5 млн., плюс $1 млн. от продажи прав на выпуск DVD и $1,1 млн. — от продажи прав телеканалам "Россия" и СТС. Немудрено, что банкиры и другие потенциальные партнеры проявляют к режиссеру повышенный интерес. "Обитаемый остров" Бондарчук уже мог бы частично финансировать из средств Art Pictures. Но предпочел продолжать работать на кредитную историю в Экспобанке. Теперь, когда в библиотеке компании есть успешные "9-я рота" и "Жара", можно оговаривать с финансистами особые условия.
В 2006 году оборот компании (кроме Бондарчука в числе ее учредителей — Степан Михалков и Дмитрий Рудовский) достиг $10 млн. В нынешнем — наверняка вырастет еще в 2-3 раза. Через 5 лет Art Pictures войдет в крупную медиакорпорацию, а затем проглотит, как пузатую мелочь, незначительных игроков рынка. Во всяком случае, о такой перспективе, по его собственному признанию, мечтает Федор. Что будет потом — никому неизвестно. Не исключено, что Бондарчук станет для России тем же, что Дэвид Сэлзник (продюсер "Кинг-Конга") для Америки. То есть не просто соберет огромные деньги, а изменит представление о зрелище как таковом.
Если, кончено, научится любить желтопузиков. Потому что на костях — пусть даже ящериц — никакой бизнес не выстоит.
О чем молчал Федор
Пока Федор Бондарчук не готов отправиться в самостоятельное дальнее плавание и держится китов шоу-бизнеса — к примеру, генерального директора СТС Александра Роднянского, при поддержке которого снял "9-ю роту" и работает над "Обитаемым островом". Он и рассказал Фокусу об "Острове" то, что нам не удалось выведать у скрытного Федора.
— Александр Ефимович, почему для экранизации выбран именно этот роман братьев Стругацких? Разве он не так же утопичен, как романы Ивана Ефремова?
— Гораздо менее утопичен. Это захватывающая история, с чрезвычайно сильной социальной идеей и живыми, полноценными характерами.
Ефремов в "Туманности Андромеды" и в "Часе быка" рисовал земное будущее, веря в эволюцию человеческого разума и нравственности. Вот у Стругацких этого нет. У них люди абсолюта — чрезвычайно психологически, физически, я бы даже сказал, физиологически развитые — попадают в несовершенные миры других планет, до оскомины напоминающие земную цивилизацию. К примеру, герой "Острова", 20-летний мальчишка Макс Каммерер, вовсе не коммунар из далекого будущего, а оболтус, бороздящий просторы Вселенной. В результате аварии космического корабля он оказывается на планете Саракш, пережившей атомную войну. Здесь царит конфликт между социумами, образовавшимися в результате распада огромной империи. В одной из стран правит военная хунта, использующая психотропные передатчики-излучатели для зомбирования населения. Существует и оппозиционное подполье. Изгои-мутанты живут в пустыне, там же бродят полчища варваров. Герой попытается изменить этот мир. Люди ведь должны жить нравственно, по справедливости. В этом все Стругацкие.
— Правда ли, что общий бюджет фильма — 30 млн. долларов? Надеетесь ли вы окупить проект?
— На данный момент общий бюджет уже около 35 млн.: 25 млн. — производственный и как минимум 10 млн. — бюджет продвижения. Я бы сказал, это за гранью окупаемости, учитывая особенности нынешнего кинорынка СНГ. Но я сохраняю продюсерский оптимизм. Во-первых, "Обитаемый остров" — известное произведение братьев Стругацких, многими прочитанное и многими любимое. Во-вторых, делает фильм сильная команда, в багаже которой уже есть несколько больших успехов — "9-я рота", "Жара". В-третьих, фильм производится в системе наиболее совершенной кинематографической технологии. Даже по рабочим материалам, отснятым за 7 месяцев, видно, что нам удастся добиться качества, сопоставимого с самыми современными образцами американского кинематографа. Премьера "Обитаемого острова", несомненно, станет кинособытием.
— На чем основывается ваш оптимизм?
— Основания для оптимизма — в оценках развития рынка, который ежегодно демонстрирует 30-35% роста. Увеличивается количество кинозалов, соответственно, больше людей в них ходят, растет стоимость билетов. В 2005 году "9-я рота" собрала 26 млн. долл. только в кинопрокате. В 2009-м, если рынок, как мы предполагаем, расширится, есть все шансы получить более высокие сборы.
— Когда состоится премьера фильма?
— 1 января 2009 года. Причем не одного, а двух картин. Это важный нюанс нашей продюсерской модели. Общая продолжительность фильма — около 5 часов. Макс Каммерер — его главный герой должен успеть пройти все круги ада. Это путь его становления как личности. Герой превратится из мальчишки в мужчину, поочередно будет солдатом, подпольщиком, изгоем, заключенным и ученым. Сократить этот материал до одного фильма было бы сложно. Поэтому с промежутком в несколько месяцев на экраны выйдут два фильма. Соответственно вдвое увеличатся кассовые сборы в странах СНГ.
— Привлекаются ли для работы над "Островом" иностранные специалисты?
— Да, и немало. Есть специалисты по спецэффектам, и те, кто работает над созданием гуманоидных созданий, — это так называемый аниматрик. Речь не об анимационных персонажах, а создаваемых с помощью грима и всякого рода машинерии. Примет участие в съемках лучший композитор современного киномира — Ханс Циммер, автор музыки к фильмам "Пираты Карибского моря", "Гладиатор", "Последний самурай". Конечно, это делает фильм привлекательным для международного проката. Но главное наше преимущество — это Федор Бондарчук. Пожалуй, он единственный сегодня режиссер, кроме Тимура Бекмамбетова, уже работающего в Голливуде, способный вызывать доверие и прокатчиков, и зрителей.