В мае государство подсчитает, сколько украинцы заработали, потратили, съели и выпили с начала года. В Госкомстате Фокусу объяснили, как это делается и зачем
Каждый раз, обращаясь к врачу или расплачиваясь на кассе за бутылку молока, заправляя машину или отдавая ребенка в первый класс, становясь жертвой грабежа или продавая морковку со своего огорода, украинцы продуцируют новые статистические данные. Эти данные накапливаются во всевозможных службах и ведомствах, коммунальных предприятиях и частных компаниях, после чего Госкомстат собирает их, словно урожай – бережно, стараясь не растерять ни единой цифры и, как показалось корреспонденту Фокуса, с искренней любовью к "плодам".
С точностью до тысячных
"Все думают, что статистика – это цифровая информация, но это наука", – первым делом объясняет заместитель главы Госкомстата Валентина Колесник. Однако 70% времени, отмечает она, уходит именно на сбор данных. Основной источник – отчеты предприятий. Один такой документ содержит множество показателей: от зарплат сотрудников и объема реализованного товара до количества закупленных канцелярских скрепок. Ежеквартально Госкомстат силами 11 тысяч сотрудников обрабатывает отчеты, полученные от 500 тыс. предприятий. Подразделение комитета есть в каждом городе, всего же их 540.
Среднестатистический человек будет, наверное, долго щурить глаза, вспоминая число с тысячными долями. Сотрудники Госкомстата произносят их так, будто они написаны у собеседника на лбу. Здесь вообще не принято называть приблизительное количество чего-либо. "Знаете, когда говорят, допустим, "около семидесяти пяти", статистика настораживает это "около", – признается Валентина Колесник. – Иногда ради двух десятых нужно столько информации перелопатить! Зато такая точность позволяет фиксировать даже едва заметную динамику показателей".
Знают все
Статистики могут рассказать в цифрах буквально обо всем, даже о самих себе – каждый из них ежедневно составляет отчет о своем рабочем дне. "Ведь интересно знать, чем занимаются сотрудники", – говорит г-жа Колесник. Интерес не праздный, а профессиональный: проанализировав отчеты, можно рассчитать, сколько человеко-часов уходит на выполнение задачи, кого стоит разгрузить, кого – догрузить. "И все это в динамике", – с гордостью добавляет руководитель. Кстати, советский Госкомстат собирал подробную информацию о трудовом дне гражданина, и даже фиксировал неявки на службу. Особое внимание уделяли руководителям, их образованию, семейному положению, здоровью – чтобы иметь подробный портрет среднего управленца.
Сегодня Госкомстат готов делиться полезной информацией с бизнесом. Валентина Колесник приводит пример: если предприниматель хочет открыть в каком-либо регионе сеть галантерей, статистики могут сообщить ему, сколько пуговиц хранится сейчас на местных складах; если он намерен запускать производство, статистика подскажет, есть ли квалифицированные сотрудники среди местного населения. Всю это информацию комитет предоставляет за отдельную плату.
Сотрудники Госкомстата признают: у них действительно много общего с персонажами фильма "Служебный роман", описывающего трудовые будни советских статистиков. "Никуда не деться, у нас тоже женский коллектив, – говорит Валентина Колесник, и тут же спешит уточнить: – Женщины составляют 90% штата". Впрочем, это очевидно и без статистики: стены кабинетов завешаны фотографиями райских уголков и портретами младенцев. На подоконниках – фикусы. На столах, среди картонных папок – миниатюрные плюшевые игрушки.
Верю – не верю
"Сколько человек в среднестатистической украинской семье?" – спрашивает корреспондент Фокуса. "2,61, – не раздумывая, отвечает Инна Осипова, директор Департамента обследований домохозяйств (домохозяйствами принято называть сожительствующую группу людей), но тут же объясняет бесполезность некоторых данных. – Это все равно что средняя температура по больнице. Важнее знать, например, сколько семей имеют одного ребенка, а сколько троих и больше, сколько семей полных (где есть отец и мать), в скольких одни пенсионеры". По ее словам, подсчитать, сколько водки выпивает за год украинец в возрасте от 35 до 45 лет – посильная для статистиков задача. Правда, уточняет Осипова, полученные данные могут оказаться заниженными: когда речь идет об алкоголе, наркотиках, проституции, респонденты редко бывают искренними.
Респонденты – еще один источник данных для Госкомстата. Для получения максимально точной картины жизни недостаточно официальных отчетов от предприятий, поэтому статистики сами добывают информацию, опрашивая население. В Украине 13 тыс. домохозяйств ведут дневники, где подробно описывают, сколько зарабатывают, на что тратят, а также оценивают состояние своего здоровья и достатка (25% населения имеет больше четырех признаков депривации, то есть неудовлетворенности жизнью). Госкомстат набирает респондентов путем географического серпантина – охватывая как центральные районы города, так и окраины. К обработке данных – опять-таки научный подход: импутация, калибрация, взвешивание. "Если бабушка не помнит, сколько она отдала, например, за новую юбку, и не указала ее цену в дневнике, мы импутируем (вставляем. – Фокус) эту цифру, находя респондента-донора – другую бабушку, которая купила такого же типа юбку в этом же регионе", – объясняет Инна Осипова.
Ведение дневника – трудоемкое занятие, и в Госкомстате к респондентам относятся особо бережно (их контакты журналистам не дают). "В других странах 50% населения отказывается от участия в опросах, а у нас – только 20%", – говорит Осипова. В советскую эпоху, вспоминают статистики, респондентов обеспечивали дефицитным товаром – например, шифером; сейчас дают 10% прожиточного минимума (около 80 грн.) в квартал. Тем не менее быть респондентами соглашаются и состоятельные украинцы. "Бизнесмены понимают значимость статистики и проявляют сознательность", – говорит директор Департамента обследований домохозяйств. Сотрудники Госкомстата имеют право лишь трижды просить согласия семьи поработать год респондентом. Дальнейшие попытки могут насторожить граждан.
"Существуют ложь, наглая ложь и статистика", – к этому высказыванию профессиональные статистики относятся спокойно, приводя в пример другой афоризм: цифры не лгут, а цифрами – запросто. Например, статданные о средних зарплатах украинцев, составленные без учета оплаты "по-черному", в Госкомстате все же считают достоверными. "Достоверность – это соответствие показателей отчета данным первичной документации", – будто из словаря зачитывает Валентина Колесник.
Евгений Сафонов, Фокус