Хирурги объявили поиски обладательниц потенциально опасной для здоровья искусственной груди
Всеобщая мобилизация
О том, что имплантаты изготовлены из якобы опасного геля и в случае разрыва могут причинить вред здоровью, стало известно 30 марта из сообщений французского ведомства надзора за медицинскими продуктами. Ревизоры обратили внимание на большое количество разрывов протезов за последние годы и нагрянули на завод с проверкой. Свою продукцию компания поставляла в 66 стран, в том числе и в Украину.
Виктор Сердюк, президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов, на днях обратился к украинским хирургам с просьбой пригласить всех женщин с имплантатами PIP на осмотр. А его коллеги из Конгресса за безопасность медицины даже открыли горячую линию для звонков. "Недавно мне пришло письмо от компании Renault, на автомобиле которой я езжу, – производители просят срочно обратиться в сервисный центр и заменить деталь. На заводе обнаружили брак. Что делать в таком случае с протезами, которые уже находятся в теле человека, и как отозвать брак, неизвестно", – говорит г-н Сердюк.
Такой инцидент в Украине произошел не впервые. "Был случай, когда парню поставили слуховой аппарат со сломанными контактами – пришлось делать повторную операцию", – продолжает Сердюк. По его мнению, паниковать не стоит: если женщину протез не беспокоит – все в порядке, замена не нужна. Но в случае жалоб он готов предъявить иск к заводу-производителю.
Вердикт – через месяц
Оксана Абрамова, дистрибьютор компании PIP в Украине, накануне скандала планировала заказать новую партию имплантатов. "Первые сигналы появились полгода назад, когда я узнала, что у завода финансовые проблемы и его будут продавать. А в конце марта менеджер предприятия сообщил мне, что компании запретили производство имплантатов, и мы прекратили продажи", – рассказывает Оксана Фокусу.
Как только информация распространилась, дистрибьютору начали звонить и требовать возмещения морального ущерба. "По закону я не несу ответственности за качество товара, о выплате моральной компенсации речь не идет – за 6 лет на рынке ни одного доказанного факта разрыва по вине французского завода. Было несколько случаев, но девушки попадали в серьезные аварии – это оговоренный риск, – объясняет Оксана. – В мире есть всего два производителя геля. И если проблема в нем, следует проверить остальные заводы. Не исключено, что этот инцидент – происки конкурентов".
Почему у PIP за все годы ни одного разрыва, непонятно. То ли брак не считают, то ли о нем умалчивают. Ведь даже у топовых производителей, по статистике американского Управления по контролю за качеством продуктов и медикаментов (FDA), на каждые 500 операций приходится от 1 до 9% бракованных имплантатов.
Сейчас г-жа Абрамова ждет окончательного заключения лаборатории, в котором будут подробно описаны нарушения и процент брака. Фокус дозвонился в лабораторию и выяснил, что отчет скоро появится. "В конце июня опубликуем его на нашем сайте", – сказала эксперт лаборатории Afssaps Элизабет План.
Бесконтрольная грудь
Разрывы современных имплантатов, считает Сергей Галич, не слишком опасны для здоровья – оболочки у них многослойные, а гель плотный, поэтому не попадет в организм. Но при этом отмечает: "А вот психологически сложно жить, понимая, что с твоей грудью в любой момент может что-то случиться".
Хвастовство хирурга
К харьковскому адвокату Александру Шандуле взволнованная клиентка впервые обратились 4 апреля. Ее прооперировали год назад, но за 10 дней до скандала произошел разрыв имплантата. Представитель PIP в Украине Оксана Абрамова помнит этот случай и утверждает, что разрыв – вина хирурга, который оплатил пациентке замену протеза.
Заводской брак, как показывает опыт, – еще не все. Куда чаще встречаются врачебные ошибки. Как рассказали Фокусу на условиях анонимности хирурги и дистрибьюторы, оплошность при операции – главная причина разрывов. Об этом, правда, пациенту не сообщают. А затраты на покупку нового имплантата нередко берет на себя дистрибьютор – чтобы не подставлять врача, который продвигает его товар.
"Врачи часто допускают ошибки из-за хвастовства", – утверждает источник Фокуса в одной из клиник эстетической хирургии. Имплантат попадает в грудь через крошечный разрез, а для этого врачу приходится пользоваться специальными крючками-распорками, которые могут повредить протез. "И сантиметрами, через которые удается вставить силикон, хирурги хвастаются, словно трофеями", – говорит врач.
На случай суда адвокат Шандула рекомендует подавать иск ко всем лицам, причастным к делу, – врачам, продавцам и изготовителям. А в ходе дела настаивать не на потенциальном вреде здоровью, а на нарушении прав потребителя.
Евгения Даниленко, Фокус