Частная авиация — это звучит дорого. Покупка собственного самолета представляется верхом расточительства, а умение управлять летательным аппаратом — привилегией профессиональных пилотов. В действительности многие модели легкомоторных самолетов стоят сегодня не дороже иномарки, научиться управлять ими можно всего за 48 часов
Небо — отличная альтернатива перегруженным дорогам. Понимает это не только премьер-министр Виктор Янукович, надумавший пересадить руководство страны на вертолеты. Всякий узник столичных пробок мечтает пересесть из-за руля за штурвал самолета. Каково это — вырваться на простор, свободный от транспортной толчеи, испытал на себе корреспондент Фокуса.
Урок в поднебесье
Двухместный моноплан А-22, на котором мне предстоит подняться в воздух, весит всего 260 кг. Алексей Литовченко, пилот с пятилетним стажем, берет самолет за винт и без усилий выкатывает его из ангара. Я занимаю место второго пилота: надеваю тяжелые наушники, в которых могу слышать сообщения диспетчера, защелкиваю замок ремней безопасности, берусь за штурвал.
Для разбега нашему моноплану хватило 80 метров взлетной полосы. Самолет плавно отрывается от земли; пилот выравнивает его на 300-метровой высоте. Скорость — 130 км/час. Ощущение такое, будто летишь в мыльном пузыре: у самолета А-22 прозрачные двери и широкое лобовое стекло. Под нами — крыши сельских домишек, тонкие линии дорог, квадраты полей, впереди — размытая линия горизонта.
Накатывает эйфория. Не стоит и сравнивать ее с возможностью любоваться пейзажами из иллюминатора пассажирского "Аэробуса". Мы ведь не везем пассажиров и груз — а только собственные эго.
— Летать самому — так же интересно, как идти под парусом или покорять горные вершины. На земле человек ограничен трехмерным пространством. В воздухе горизонты раздвигаются, ощущаешь себя совсем по-иному, — говорит советник Президента Украины по юридическим вопросам Николай Полуденный. Он уже год как летает на легкомоторном моноплане. Правда, пока в сопровождении инструктора — на доскональное освоение летательного аппарата юристу не хватает времени.
Самолет юркий, готов выполнить любую прихоть летчика. Легкое нажатие на педаль, и он меняет курс. Штурвал от себя — снижение, на себя — набор высоты, повороты вправо-влево заставляют машину крениться.
На аппаратах класса ultra light выполнять фигуры высшего пилотажа запрещено. Но и без них новичку гарантированы острые ощущения. К примеру, слишком резко потянув на себя штурвал и тут же вернув его на место, я заставил самолет сделать такую "горку", что небо стало с овчинку.
А все же пилотирование показалось мне делом нехитрым. Видимо, потому что приборная панель в двухместном самолете не так обильно усеяна датчиками, тумблерами и рычагами, как в пассажирском лайнере.
Теория и практика
Обучиться летному делу можно в городском аэроклубе или в Кременчугском летном колледже. Роман Шатило, ведущий инструктор Международного авиационного центра подготовки, убежден, что самолетом управлять не сложнее, чем автомобилем. Но есть нюансы. Прежде всего, пилот должен доверять приборам больше, чем самому себе. В облаках или в условиях плохой видимости полагаться на чувства нельзя.
— Кроме того, пилот должен правильно действовать в случае отказа двигателя или пожара на борту — не приведи Бог, случится авария, времени на размышления не будет. Поэтому экстремальные ситуации тщательно отрабатываются на тренировках, — говорит Роман Шатило.
Чтобы стать пилотом, необходимо получить летное удостоверение — в своем роде водительские права. Для этого нужно пройти курс теории, а затем налетать с инструктором в общей сложности 48 часов. Час учебного полета стоит в среднем $100, все обучение — $4,7 тыс. Роман Шатило уверяет: все больше украинцев стремятся сесть за штурвал.
— К нам приходят самые разные люди — по профессии и возрасту. Иногда подготовленные, из тех, что когда-то летали и хотят восстановить навыки. Или, к примеру, стюарды, планирующие в будущем стать пилотами пассажирских авиалайнеров. Немало и тех, кто впервые садится в кабину самолета, — говорит инструктор.
Юрий Яковлев — не только авиаконструктор, но и авиапутешественник: на своем самолете он уже летал в Польшу и Чехию. А теперь намерен посмотреть с высоты птичьего полета на Крымские горы
Евгений Червоненко летающий губернатор
Евгений Червоненко
летающий губернатор
— Я купил вертолет для работы — без него не успевал бы делать все, что успеваю сейчас. Перелет из Запорожья в Киев на самолете, с учетом езды до аэропорта, занимает более трех часов. Да еще в пробках приходится стоять. На вертолете я долетаю менее чем за два часа. Приземляюсь на любой из оборудованных площадок за чертой города — и через десять минут в Киеве.
Научиться управлять вертолетом можно за пару месяцев. Но серьезное отношение к теоретическому курсу, знание навигации, координации, радиообмена — обязательно. Я летаю с пилотом, но могу и сам сесть за штурвал. Впрочем, в управлении вертолетом я не так искусен, как в вождении гоночного автомобиля.
Вертолет — самый безопасный вид воздушного транспорта. Если в воздухе глохнет движок, машина садится на обратном раскручивании винтов и приземляется в три раза медленнее, чем парашютист.
Винтокрылые формальности
Руководитель вертолетного клуба "Автопилот" Андрей Омельчук более оптимистичен. По его мнению, наступило благоприятное время для развития частной малой авиации.
— Сейчас можно без проблем купить вертолет и эксплуатировать его как транспортное средство, — утверждает он.
Вертолетчик, как, впрочем, и пилот самолета, за день до вылета обязан подать заявку в диспетчерскую службу с указанием времени и маршрута полета. Запрещается пересекать зоны, в которых расположены электростанции, тюрьмы, военные склады и летать над городами.
— Вертолет удобен тем, что его можно посадить не только на вертодроме, но и на всякой подходящей площадке, — говорит Андрей Омельчук. — Стоит он, правда, значительно дороже самолета.
И в самом деле, винтокрылые машины, оснащенные поршневым двигателем, можно приобрести по цене $300-500 тыс., газотурбинным — от $1,5 млн. Вертолеты с приборами для ночных полетов стоят еще дороже — $6 млн. Тем не менее находятся покупатели, желающие приобрести такие аппараты: частные лица и крупные компании, эксплуатирующие авиацию в корпоративных целях.
Приборная доска самолета А-22
В Украине не более полусотни частных вертолетов: 30 — в Днепропетровске, 10 — в Киеве, 2 — в Донецке и 1 — в Харькове. По словам Андрея Омельчука, при таком количестве машин, создавать для них серьезную инфраструктуру (вертодромы, ангары) пока нецелесообразно.
— Однако рано или поздно это делать придется. Я уверен, что будущее не за самолетами или автомобилями, а именно за вертолетами, — считает он. — Спрос на них из года в год растет. Раньше, заказав вертолет, приходилось ждать его доставки год, сейчас — уже три.
О растущем интересе к малой авиации свидетельствует и тот факт, что на некоторых высотках, строящихся в Киеве, предусмотрены вертолетные площадки. Проектировщики смотрят дальше чиновников, запретивших полеты малой авиации над городами страны.
Учимся правильно взлетать и садиться
Конструктор для взрослых
Купить самолет в Украине — не проблема. В стране работает несколько компаний, специализирующихся на строительстве легких летательных аппаратов. В Херсоне выпускают немецкие самолеты "СТ", в Харькове — "Бекас". Набор для сборки французского самолета Skyranger можно приобрести в Киеве. Такой конструктор, как правило, обходится вполовину дешевле готовых к полету аппаратов. На его монтаж уходит в среднем неделя.
Киевская фирма "Аэропракт" каждый месяц выпускает 5 самолетов класса ultra light, чей максимальный взлетный вес не превышает 450 кг. Главный конструктор предприятия Юрий Яковлев сообщил Фокусу, что 99% продукции предприятия экспортируется в Европу и США. Летательные аппараты средней ценовой категории (50-60 тыс. евро) у нас пока не востребованы: большинство из 400 зарегистрированных в Украине частных самолетов — самодельные монопланы, оснащенные двигателями Subaru или Suzuki. Их строят в ангарах аэроклубов или в частных гаражах.
— При этом в Украине есть приватные реактивные самолеты бизнес-класса, которые может позволить себе не всякий европейский миллионер, — замечает Юрий Яковлев.
В производственном цехе конструктор демонстрирует самую продаваемую модель, разработанную "Аэропрактом", — двухместный одномоторный моноплан А-22, который мы уже испытали в полете. По словам конструктора, ввиду малой посадочной скорости этот самолет способен приземлиться на любом поле, а в экстренном случае — спуститься на парашюте.
— Но открывать парашют уместно лишь при проблемах с управлением или столкновении в воздухе. В случае отказа двигателя самолет можно посадить обычным способом, — говорит Юрий Яковлев.
По его словам, в Украине продается не более десятка легких самолетов в год. И прежде всего потому, что в стране отсутствуют нормальные условия для авиаторов-любителей.
— Некоммерческая авиация в Украине летает не по правилам, а по понятиям, которые диктуют чиновники, — рассказывает Юрий Яковлев. — Раньше можно было зарегистрировать самолет бесплатно и всего за два дня. Сегодня на это уходят недели. Процедура оформления — всегда импровизация, авиационная власть придумывает ее на ходу.