В этом году при поступлении в вузы выпускников школ ждут новшества. Фокус выяснял, какие реформы облегчат, а какие усложнят жизнь будущих студентов
Ни одно ведомство нового Кабмина не может похвастать таким количеством заявленных нововведений, как Министерство образования и науки. Накануне тестирования Фокус разбирался, какие планы уже воплотились в жизнь и как они отразятся на судьбе абитуриентов и преподавателей.
Язык на любой вкус
Будущий онкохирург Виктория Славникова оканчивает севастопольскую спецшколу №3 с углубленным изучением английского языка и решила воспользоваться правом сдавать тесты на русском. Говорит, когда волнуешься, легче пользоваться родным языком. "Да и как сдавать, если учимся мы на русском. Ребята из младших классов не знают, кто такой савець. Или хобряк – им проще сказать "червяк", – приводит примеры Виктория, тоже путая украинского хробака с мифическим "хобряком".
В этом году независимое внешнее тестирование будет проводиться не только на украинском, но и на русском, крымскотатарском, молдавском, польском, венгерском и румынском языках. Тесты уже переведены, отпечатаны и развозятся по регионам. У нововведения много противников, но основная аудитория – школьники – его одобряет. Дмитрий Ушаков, замдиректора по научной работе Харьковского университетского лицея и учитель истории, удивляется: как, например, перевести "Товариство українських поступовців" на русский или румынский? "Тесты следует не только грамотно переводить, но и сверять с психологами на предмет корректности, – считает он. – Ведь порядок слов, построение фразы, использование отрицания очень важно".
Аттестат всему голова
Чтобы поступить, нынешним выпускникам придется не только постараться на тестировании, но и заработать хороший средний балл аттестата. Вика Славникова не переживает – учится она хорошо. Но тем, кто будет поступать в следующем году, не завидует: к двум составляющим прибавится оценка вуза, которая может выставляться по результатам собеседования или тестирования абитуриента на профпригодность.
В погоне за хорошим аттестатом многим приходится срочно подтягивать "необязательные" предметы. "В 8.30 я в школе, в 15.00 еду домой. Час на обед и отдых – и снова учиться: курсы по украинскому и английскому языкам, история с репетитором. В 19.00 прихожу домой и сажусь за уроки. А прошлый выпускной класс в школе нечасто появлялся", – делится с Фокусом соученица Виктории Ольга Степанец. Школьные преподаватели отмечают, что по новым правилам легче будет поступить выпускникам из регионов, где ниже требования и, соответственно, выше оценки.
Еще одна возможная проблема новой системы – взятки за хороший аттестат. Уже сейчас в школах начали переписывать журналы с оценками. "Издатели говорят, что количество продаж бланков школьных журналов в апреле-мае этого года увеличилось на 20 процентов", – рассказывает Фокусу Игорь Ликарчук, директор Украинского центра оценивания качества образования.
Пора определиться
"2009 год. Списки абитуриентов по факультетам. Первыми идут льготники. Все на бюджет. Во всех списках одни фамилии. Проходит время для подачи оригиналов документов, а людей нет", – вспоминает преподаватель Дмитрий Ушаков. Для вуза подобная ситуация – катастрофа: если не заполнены бюджетные места, меньше нагрузка на преподавателя, а значит, ниже зарплата. Другое дело абитуриенты: тех, кто уже приготовился платить и сразу подал документы на контракт, вузы просили перевестись на бюджет, чтобы заполнить места. "Для студентов это стало приятным сюрпризом, а для учебного заведения, которое таким образом зарабатывает деньги на ремонт помещений, – ударом по карману", – добавляет г-н Ушаков.
В нынешнем году Министерство образования и науки ограничило количество вузов для подачи документов до пяти, а число специальностей – до трех. По мнению ректора Черноморского государственного университета имени Петра Могилы Леонида Клименко, так вузу легче рассчитать, сколько студентов будет учиться. Это также должно заставить абитуриентов быстрее определиться с выбором профессии. "Правда, 75 процентов школьников все равно поступает, потому что "родители сказали" или "девушка здесь учится", – говорит он. Уверенности в том, что это нововведение будет работать, у г-на Клименко нет: непонятно, как контролировать подачу документов.
Вузы прочь
За весь прошлый год Минобразования лишило лицензий почти полсотни колледжей, институтов и университетов. Борьба продолжится и в этом году – министр Дмитрий Табачник уже давно заявляет, что в Украине больше вузов, чем в Германии, Великобритании, Польше и Бельгии вместе взятых.
О том, что сокращение началось, знает и ректор Леонид Клименко – его учебное заведение принимает студентов из николаевских филиалов других университетов, где в последние годы в группах училось по 5–7 человек. "Маленькие университеты с низким качеством образования сами уйдут с рынка. Кому охота поступать, если крупный работодатель в объявлении пишет: "Студентов из такого-то вуза просим не беспокоить", – рассказывает ректор. Впрочем, он убежден, что зацикливаться на количестве студентов не стоит – чтобы закрыть, надо оценить качество. "В Америке 4,5 тысячи вузов – в среднем по 4200 студентов на вуз, а у нас примерно по 4800. Но ведь за границей иначе ведется подсчет: записался человек на курс лекций и слушает 15 лет", – отмечает г-н Клименко.
Дмитрий Ушаков также убежден, что чистка на рынке образовательных услуг назрела давно. "Летчики уже не умеют летать, врачи – лечить, преподаватели – учить. Не могу припомнить вуз, в котором не готовили бы экономистов. А как авиационный университет может готовить специалистов-искусствоведов? Чего стоит одна только специальность "английский язык и физкультура!" – возмущается он.
Евгения Даниленко, Фокус