Необходимость привести авто в соответствие с собственным представлением о прекрасном возникает у все большего числа украинских автовладельцев. Машины отдают на тюнинг, тратя на это деньги, соизмеримые со стоимостью автомобиля
Английское слово tune — "настраивать" — дало название целому направлению в автоиндустрии, которое в Украине становится все более востребованным.
Оглашая окрестности сигналом воздушной тревоги и пугая спешащих на работу клерков, Nissan Patrol художника Сергея Пояркова стартует из киевского дворика на Кловском спуске. В отличие от своих конвейерных сестер по марке, это авто похоже на боевого робота из "Звездных войн".
Седло не для коровы
Тюнингуют машины по-разному: совершенствуют двигатель, тормоза и другие агрегаты, делающие автомобиль автомобилем; отделывают салон; изменяют до неузнаваемости внешний облик. Сергей Поярков — не сторонник серьезной внутренней технической самодеятельности. По его мнению, она сокращает срок службы авто. А вот внешний тюнинг — как раз для творческой натуры.
— Все, к чему прикасается художник, должно быть прекрасным. И жена, и дом, и машина, — философски замечает Сергей. — Автомобиль продолжает своего владельца. Если у человека художественное восприятие, он понимает: индивидуальность должна быть во всем. Те, кто ездят на обычных "мерседесах" или "бумерах", хотят слиться с толпой. А неброский черный "бентли" хорош для разведчика.
Грязь из-под колес и пыль в глаза по-крейсерски. Наивные поверят, однако винт – это бутафория
Ездить художник начал на обычной "Ниве", ни капли не тюнингованной. По словам Пояркова, делать тюнинг ВАЗа, пусть и внедорожника, то же самое, что взгромоздить на корову седло от Кардена. Nissan Patrol немецкой сборки Сергей купил семь лет назад за $20 тыс. Примерно такая же сумма ушла на тюнинг этого джипа.
— Пытался подсчитывать, сколько потратил, но после 15 тысяч сбился, — говорит художник. — Первым делом сделал бампер и лебедку. Колеса поменял: это же некрасиво — те, которые идут в базовой комплектации! Подвеска сейчас полностью другая. Шнорхель поставил — это воздухозаборник, теперь на машине можно ехать, даже если вода по лобовое стекло.
Единственная нефункциональная штука-шутка — гребной винт сзади. Все остальное очень даже полезно. Например, стальные бамперы компании ARB:
— В задний бампер врезались раз двадцать — рассказывает автовладелец. — Мне что: краску со швеллера смахнул и дальше поехал. Была авария — лобовое столкновение с RAV4. После него та машина не подлежала ремонту, а я на следующий день в Харьков поехал.
Пару месяцев назад Сергей Поярков за $50 тыс. купил джип Toyota FJ Cruiser, в тюнинг которого только на первом этапе планирует вложить половину такой же суммы:
— К Новому году автомобиль никто не узнает. Я построил дом, так там гараж на три машины. Чтобы место не пустовало, хочу взять еще Toyota Tundra или Toyota Land Cruiser 200.
Говоря о том, какие деньги могут позволить взяться за тюнинг автомобиля, Сергей рассуждает так:
— Это от человека зависит. Если очень хочет сделать себе что-то, то даже с бомжацкой зарплатой в 10 тысяч долларов он будет жрать кефир, но все равно сделает.
Мускулисто и раздуто
Цеха по тюнингу обычно размещаются в индустриальных джунглях: в лабиринтах промзон, закоулках гаражных массивов, где никто не мешает творить — варить, шпаклевать, красить. Богдана Зварыча, управляющего тюнинговым ателье Atomic Group, которое обслуживает легковые машины, пришлось минут сорок искать в районе железнодорожной станции "Дарница".
— Рынок тюнинга в Украине пока небольшой, в месяц у нас 100-150 заказов, — говорит Богдан. — Причем 80% клиентов заказывают технический тюнинг, и только 20% — внутренний и внешний. Но нередко владелец, "разогнавший" двигатель своего авто так, что оно обгоняет Ferrari, потом приводит в соответствие и вид машины.
В столичном рестайлинг-ателье Proteros, разместившемся в гараже на крутом берегу реки Сырец, занимаются исключительно внешним тюнингом.
— После нашей работы машина внешне выглядит мощной, мускулистой, раздутой. Приобретает агрессивный вид — рассказывает директор ателье Григорий Тоболин. — А когда владелец осознает, что теперь его автомобиль нуждается и в соответствующем внутреннем содержании, то делает технический тюнинг.
Григорий Тоболин лично разрабатывает идеи тюнинга для своих клиентов. Кто они – дизайнер лишь намекает
Как говорит сотрудник компании Car Tuning Владимир Лещенко, внешний тюнинг в Украине — на стадии зарождения. Самые распространенные заказы — так называемый аэродинамический обвес. В джентльменском наборе — два бампера, боковые пороги и антикрыло-спойлер.
Богдан Зварыч делает внешний тюнинг по индивидуальным заказам. Базовый набор стоит около $3300. Необходимые части покупаются в Японии или Европе. А Григорий Тоболин все производит своими силами, используя для изготовления обвеса стеклопластик. При этом готовая работа стоит столько же, сколько в Atomic Group.
— С детства я любил рисовать машинки, со временем хобби переросло в бизнес, — говорит директор Proteros, который по совместительству и бухгалтер, и шеф-дизайнер, и старший мастер.
Дизайн облагораживаемого автомобиля Григорий Тоболин разрабатывает лично. В месяц его рестайлинг-ателье обслуживает всего четыре автомобиля, но директора это не смущает:
— Мою работу узнают на улицах, клиенты передают номер моего телефона из рук в руки. Кто именно наши заказчики, не скажу: они не любят светиться. Лет пять назад были заказы из гаража Юлии Тимошенко, из администрации тогдашнего президента, из Верховной Рады.
Не только красота
Последний писк моды — это рестайлинг, то есть полное изменение кузова. Недавно в ателье Proteros автомобиль Mitsubishi превратили чуть ли не в Aston Martin, но, как с досадой признается Григорий, подобных заказов пока мало.
Любители автотюнинга утверждают, что их автомобили не только красивы. Обвес, к примеру, улучшает аэродинамику — правда, это чувствуется на скоростях свыше 130 км/час. А установленные легкосплавные диски большого диаметра вместе с низкопрофильной резиной — это второй по популярности апгрейд машины — делают ее послушнее.
У сотрудников ГАИ есть свой аргумент в пользу тюнинга. Оказывается, тюнингованные и аэрографированные (аэрография — это оригинальная раскраска кузова) автомобили реже угоняют. Что делать с машиной, если она с виду непонятно какой марки и разрисована, к примеру, зеленым тигром с красным хвостом, угонщики пока не придумали.
"Еще в школу не ходила, а уже включала зажигание"– Давно вы занимаетесь тюнингом?
– С 2000 года. Пришла в эту сферу из туризма – работала начальником отдела корпоративного обслуживания и приема иностранных туристов. Интересно, что и там, и здесь – те же клиенты. Многие знакомые поначалу недоумевали: "Вика, что ты тут делаешь?".
– Женское ли дело – тюнинг, да еще таких автомобилей, как внедорожники?
– Автомобили, безусловно, интереснее, чем туризм. Вопрос "женское ли дело?" – такой же стереотип, как и мнение, будто женщина не умеет водить. Я вот только что лично пробку возле универмага "Украина" разрулила. Я еще в школу не ходила, а уже включала зажигание у папы в машине.
– Какой у вас автомобиль, как он тюнингован?
– Раньше был Nissan Patrol с бамперами ARB. Ничего блестящего, много красных тонов, даже дворники красные. Но машина была уж очень внедорожная, жестковатая, хотелось комфорта. Я ее продала и месяц назад купила новенькую Mitsubishi Pajero. Пока она не оттюнингована.