Прошлогодние скандалы странным образом пошли на пользу Международному детскому центру "Артек". Как и в былые годы, путевки сюда теперь в дефиците
14-летняя москвичка Таня Чекалова в часы послеобеденного отдыха, который в "Артеке" по традиции именуется абсолютом, учит семафорную азбуку. Выглядит это так: ее напарница и подруга Валерия Бернадская называет буквы, а Таня показывает их с помощью красных флажков. Обе девчонки приезжают сюда не в первый раз. В этом году они отдыхают в морском отряде, куда попадают только самые физически подготовленные ребята старше 14–15 лет. Кроме участия в основной артековской программе они обучаются азам яхтинга, вяжут морские узлы, выходят в море на шлюпках и носят отличную от других отрядов форму – тельняшки и синие шорты. В конце смены морские отряды разных артековских лагерей сразятся между собой в ловкости вязания узлов и умении покорять ветер и море. За трехнедельную смену и авиабилеты, по словам Тани, родители заплатили около 60 тысяч рублей (по курсу – около 15 тыс. грн.).
Их не смутила ни стоимость путевки, ни "педофильский" скандал, подробности которого смаковали и российские телеканалы. "Родители говорили, что в "Артеке" какое-то ЧП, связанное с депутатами, но что именно, я не помню", – пожимает плечами Таня.
16 июня "Артеку" исполнилось 85 лет. Но помпезно отмечать эту дату будут 19 августа. У праздника пока нет режиссера, но уже известно, что шоу посетят Виктор Янукович и Дмитрий Медведев.
Государство заказало
Директор лагеря, где отдыхают москвички, Елена Загаевская с большой обидой на политиков и журналистов вспоминает педофилгейт: "Надо же было так цинично оболгать "Артек". У нее нет ни малейшего сомнения, что вся эта история – работа политтехнологов. Загаевская возглавляет лагерь "Морской" больше десяти лет. И честно признается: если бы не гарантирующий госзаказ закон об "Артеке", не известно, как бы лагерь пережил скандалы, лихорадившие его последние пару лет.
При предпоследнем директоре Борисе Новожилове в "Артеке" был, пожалуй, самый трудный период за всю 85-летнюю историю: долг по зарплате, пустующие лагеря, голодовка директора.
Еще год назад сотрудники лагеря делали самый пессимистичный прогноз: из девяти лагерей "Артека" работать будут только три. Остальные якобы закроют как убыточные, а часть огромной территории, которая насчитывает 208 гектаров, перейдет в частные руки.
При всех недостатках г-на Новожилова работники центра признают его роль в создании и принятии закона об "Артеке". "Негативных новостей из лагеря было так много, что государство и общественность должны были взять эту ситуацию на контроль", – поясняет активистка местной общественной организации "Наши права" Татьяна Байрак.
Теперь согласно закону ни территория "Артека", ни его имущество не подлежат отчуждению, а путевки в лагерь не могут продаваться посредниками. И главное – 90% путевок выкупается государством и распространяется через социальные службы Министерства по делам семьи, молодежи и спорта. Только благодаря этому в "Артек" могут попасть юные таланты, семьям которых не по карману такой отдых.
Так, в одном из самых дорогих лагерей, "Морском", из 413 детей "коммерческих" – только 95 человек. А вот в соседнем лагере "Полевом", отдыхающих за деньги вообще нет.
Всего по коммерческим путевкам этим летом в лагере отдохнет около тысячи детей. Руководитель информационной службы "Артека" Елена Мех уверяет, что некоторые родители даже записываются в очередь, чтобы купить путевки на будущий год.
На вопросы Фокуса дети отвечают противоречиво. Например, Таня Мелихова из лагеря "Кипарисный" говорит, что ее родителям пришлось доплатить 2 тыс. грн. за "бесплатную" путевку. Говорят ли дети правду, проверить сложно, но можно предположить, что ответственным за распространение социальных путевок структурам могут быть не чужды такие советские понятие, как "блат" или "договоримся".
Разыскиваются вожатые
Современная артековская программа мало чем отличается от советской. И это, пожалуй, самое большое преимущество лагеря. Как и предыдущие поколения пионеров, нынешние артековцы с азартом приобщаются к коллективной культуре. Например, никого из детей, с которыми общался Фокус, не смущала необходимость бежать всем отрядом на зарядку или участвовать в конкурсах, которые проходят в лагерях каждый день. Разве что девчонки на свой вкус модифицируют артековскую форму. Тренд этого сезона: традиционные артековские рубашки, которые ушиваются сзади так, чтобы садились по фигуре. Дети с удовольствием называют себя пионерами и вечерами у костров исполняют песни, которые были актуальными во времена их родителей и бабушек с дедушками.
Если бы не евроремонты в корпусах, современная мебель, компьютерные классы с интернетом и интеллектуальные игры с GPS-навигаторами, можно было бы подумать, что машина времени забросила нас лет на тридцать назад. Отношения между детьми здесь тоже, как из прошлого. Артековская субкультура не поощряет тех, кто хвастает айфонами и дорогими игрушками.
"Есть дети, которые учатся в престижных школах, занимаются дайвингом, катаются на лыжах. Но разница между ними и сверстниками из обычных семей довольно быстро стирается, – уверяет Фокус старшая вожатая Елена Черкасова. – Они находятся в равных условиях: едят одно и то же, живут в одинаковых комнатах и участвуют в одних и тех же мероприятиях. Этот общий опыт и создает основу для дружбы".
Программа "Артека" – по сути, один большой тренинг на выявление лидерских качеств, но не только для детей. В этом году в "Артеке" работает 450 студентов из 28 педагогических вузов.
"Мы отбирали лучшие кадры", – уверяет директор образовательного центра "Артека" Ольга Моисеева. И приводит в пример школу вожатых, которая работала в Житомирском педуниверситете. Из 120 участников конкурс прошли лишь двадцать будущих педагогов. В этом году образовательный центр объявил конкурс среди выпускников вузов по всей стране. Будущие вожатые должны были написать резюме и убедить дирекцию в том, что заинтересуют детей.
На вопрос: "Сколько тебе лет" – 25-летняя харьковчанка Татьяна Пашкова, как и все артековские вожатые, отвечает: "48". Такова традиция, появившаяся еще в 30-е годы, когда в типографии, печатавшей объявление о наборе вожатых, допустили опечатку. Вожатая Таня пять лет жила и училась в "Артеке". Сейчас работает в Харькове психологом, а три месяца в году посвящает детскому центру. "Сюда не приезжают за деньгами, сюда едут за драйвом", – уверяет она.
Осенний скандал заставил психологическую службу лагеря пересмотреть список традиционных вопросов, на которые при тестировании отвечают претенденты в вожатые. Теперь скрытых вопросов, выявляющих сексуальные наклонности (в частности – педофилию), стало больше. Еще одно новшество – психологические дневники отряда, где фиксируется настроение ребят. Вожатый, отметивший у своего подопечного плохое настроение или признаки душевной травмы, должен привести ребенка к психологу.
Каким дальше будет "Артек", пока не знает никто. Новый генеральный директор лагеря Елена Поддубная, ректор Института творчества, была назначена за день до начала летнего сезона. Для коллектива лагеря она пока темная лошадка, однако артековцы связывают с ней надежды на светлое будущее. Как, впрочем, и после назначения всех ее предшественников – за восемь лет в Международном детском центре сменилось семь генеральных директоров.
Анастасия Рингис, Фокус