Итоги второго дня международного кинофестиваля в Одессе
Каждый любитель фестивального кино сразу скажет, что "правильный" фестивальный фильм – это социальная драма об ужасах жизни на дне в стране третьего мира (или нелегальных эмигрантов из стран третьего мира), желательно с минимумом действий и слов и максимально мучительным и трагичным финалом. Однако в Одессе организаторы решили: нужно показать зрителям, что существуют и другие жанры.
Показывать начали с первого же фильма, участвующего в основном конкурсе. Им стала французская лента "Мамонт" с Жераром Депардье в главной роли. Неповоротливый и не очень приспособленный к повседневной жизни толстяк выходит на пенсию после десяти лет работы на бойне. И выясняет, что получить пенсию не так уж просто: бюрократическая машина требует от пенсионера справки со всех мест работы. У Мамонта их десять, далеко не все из них поблизости, а многих уже и вовсе не существует. У Мамонта, впрочем, есть мотоцикл, но есть и проблема: он боится его водить. В дороге выясняется, откуда этот страх, а заодно находятся и способы его побороть. Как и обещала концепция фестиваля, в каждом представленном фильме присутствует юмор. В "Мамонте", который по жанру далеко не комедия, а скорее драма о поисках себя, есть достаточно много смешных моментов.
Еще один конкурсный фильм, польская картина "Колыбельная", о загадочных исчезновениях жителей небольшой провинциальной деревушки и расследовании этих исчезновений – это черная комедия пополам с триллером. А испанские "Толстяки" - мелодраматичная история с множеством остроумных наблюдений о том, что лишние килограммы появляются и исчезают не просто так, а лишь сообщают своим новым владельцам об их внутренних проблемах.
Параллельно с основным конкурсом на фестивале стартовали ретроспективы Киры Муратовой и Федерико Феллини. В обе подборки попали те фильмы режиссеров, в которых больше всего юмора. Вечером первого официального фестивального дня состоялся специальный показ знаменитой классической картины Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин". На фестиваль привезли отреставрированную, самую полную из всех существующих копий фильма. Показ, прошедший на Потемкинской лестнице при полном аншлаге, сопровождала живая музыка: симфонический оркестр исполнял восстановленную по партитуре 1926-го года музыку, написанную Эдмундом Майзелем специально для немецкой премьеры.
Юлия Куприна, Фокус