Главным мотивом тех, кто берет взятки, является не жажда наживы, а собственная неуверенность. Так, во всяком случае, утверждает психоаналитик Валентина Гуриевская
Доцент кафедры парламентаризма Национальной академии государственного управления при президенте Украины, Гуриевская уже несколько лет исследует психологические аспекты коррупции. Используя методы системного подхода и психоанализа, она выясняет, что толкает чиновников на мздоимство.
- Если смотреть на этот процесс глазами психотерапевта, то, прежде всего, нужно понять, какую потребность восполняет взятка, - говорит психотерапевт Гуриевская. - Даже если умный и честный человек с высокими мотивами идет на госслужбу, то он, несмотря на свои личные качества, все равно попадает в строго регламентируемую систему, которая в большей степени определяет его поведение и в которой очень тяжело выразиться. В таком случае, явление коррупции в обществе можно определить как симптом, который выполняет свои функции, имеет значение.
- Какие функции выполняет коррупция, помимо того, что кто-то кладет в карман крупную сумму?
- Но есть же люди с высокой самооценкой, которые просто берут взятки.
- Корыстные побуждения - только одна из сторон этого социального симптома, другая сторона намного глубже и касается бессознательных мотивов. С помощью вознаграждения человек покупает внимание и решение лично своего вопроса и это в свою очередь дает признание способности чиновника решить этот вопрос и поднимает его самооценку.
- Испытывает ли взяточник чувство вины?
- Конечно, он винит себя за это. Ведь взяточничество не поощряется в обществе, и он в любую минуту рискует стать "изгоем", испытывает чувство вины, которое не позволяет ощущать эмоции радости и удовлетворения.
- Каждый второй украинец по данным социологических исследований дает взятку, таким образом, мы подтверждаем, что не может решать свои вопросы без поощрений. Действительно ли не можем или это уже часть сложившейся культуры?
- Если смотреть в историческом аспекте на эту проблему то можно сказать, что коррупция досталась нам по наследству. Осуждая коррупционеров, мы осуждаем и своих предков, которые тоже таким образом "решали" иногда жизненно необходимые вопросы. Системные теории называют это явление "синдромом предков", когда проблемы, которые были у родителей, передаются по "наследству" их детям.
- Из ваших слов следует, что коррупция непобедима.
- Коррупция выполняет роль костыля. Оказывается, для общества выгодно не уничтожать коррупцию до конца - из-за высокой затратности этого процесса.
Кроме того, чрезмерное увлечение борьбой с коррупцией в ущерб устранению ее причин способно лишить административную систему гибкости, а население - гражданских свобод.
Другая трудность, которая особенно проявляется при масштабной коррупции, известна в психологии и теории игр как "дилемма заключенного". С одной стороны, если все граждане перестанут давать взятки, то они все от этого выиграют. Однако если только одно частное лицо откажется от взяток, то оно поставит себя в крайне невыгодные условия.
- Почему в Европе не говорят о коррупции, как о национальном бедствии?
- В Европе тоже есть коррупция, но у нее другие мотивы. В государственном управлении отработаны все схемы, там понятно, кто за что отвечает, чиновник зажат в рамки прогресса и автоматизации. Вследствие технократического подхода, развитие глобальных сетей вытесняют живое человеческое общение и способствуют социальной изоляции и психическому отчуждению. Отношения носят формальный оттенок. Европейский чиновник, берущей взятку, таким образом, протестует против сложившейся системы. Взятка восполняет потребность в проявлении недовольства и агрессии.
-С психологией коррупции можно бороться с помощью психотерапии?
- Здесь нужно говорить о комплексных подходах в обществе, в том числе духовных и культурных. Необходима консолидация общества и формирование видения новой Украины, ее пути развития и перспектив. Пока мы уже второе десятилетие живем в неосмысленном духовном пространстве, где неявны границы между добром и злом, предприимчивостью и воровством. Нет системы координат.
Анастасия Рингис, Фокус