Разделы
Материалы

В России осудили организаторов скандальной выставки

В России вынесен обвинительный приговор организаторам "Запретного искусства" – скандальной выставки работ, не допущенных к показу в московских галереях директорами и худсоветами

"Этот приговор – явление беспрецедентное. Я не припомню, чтобы из-за выставки судили в худшее, советское время, – негодует в беседе с Фокусом куратор экспозиции Андрей Ерофеев. – Абсолютно возмутительное разбирательство, построенное на лжи, а не на интерпретации наших поступков и помыслов".

Искусствовед Ерофеев и теперь уже бывший директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров организовали выставку в марте 2007 года, собрав произведения с использованием обнаженной натуры, религиозных символов и ненормативной лексики. Запрещенные к показу работы устроители спрятали за фальшстеной, но они были доступны для фрагментарного разглядывания через специальные окошки. Организаторы не рекомендовали просмотр лицам младше 16 лет.

Известный галерист Марат Гельман назвал выставку "художественным проектом, который исследовал феномен новой цензуры и был проведен чисто: были собраны работы, которые снимались с разных выставок, построены ширмы, перед ширмами написаны предупреждения".

Однако далеко не все оценили чистоту эксперимента. В суд на любителей современного искусства подали представители православного движения "Народный собор". Они требовали возбудить уголовное дело против организаторов "кощунственной" выставки, которая "оскорбляла чувства верующих и разжигала национальную ненависть". Соответствующая статья Уголовного кодекса РФ предусматривает за это наказание до пяти лет лишения свободы. Обвинение требовало для организаторов три года с поселением. Но суд вынес достаточно мягкое решение – 200 тыс. рублей штрафа ($6,6 тыс.) для Самодурова и 150 тыс. ($5 тыс.) для Ерофеева. Больше самого приговора Ерофеева возмутило то, что поддержку в блогосфере известных россиян и европейцев, в том числе министров иностранных дел и культуры, и суд, и власти проигнорировали.

"Проблема с приговором в том, что на одной чаше весов – мнение просвещенных влиятельных людей, на другой – "Народный собор", маргинальная кучка запустивших этот процесс. Они предлагают такую манеру описания жизни, этакую шизоидную картину мира, где художник, особенно авангардный, – враг, носитель разрушительного начала, поэтому должен быть уничтожен или нейтрализован, вот их позиция. Проблема в том, что есть люди, этим увлеченные, с желанием судить собственную культуру, остановить, приструнить", – говорит Ерофеев.

Однако выяснить, кто стоит за этой "массовкой", организаторы выставки так и не смогли. Писатель Григорий Чхартишвили по окончании процесса заявил, что решение суда наносит тяжелый удар по репутации России. А известный британский актер, драматург и журналист Стивен Фрай в своем микроблоге в "Твиттере" так прокомментировал приговор: "Печально видеть, что великая страна скатывается назад, к средневековой тирании".

Пока адвокаты организаторов обжалуют приговор, Ерофеев охотно делится планами на будущее. Он собирается организовать выставку, посвященную российской, в том числе политической, карикатуре.

"Этот жанр ушел в субкультуру. Надо его поддержать, показать, что с карикатурой у нас возникли проблемы, она масс-медиа не востребована, – считает Ерофеев. – Общество перестало ценить анекдоты о самом себе. Они куда-то делись, а ведь это важный элемент российской жизни, это своего рода самоочищение российского сознания".

На вопрос о том, не боится ли он связываться с политической карикатурой после нашумевшего процесса, Ерофеев отвечает: "Да, профессия куратора стала опасной. Но я считаю: что бы я ни сделал – выставку о карикатуре или выставку о пустоте, – и в пустоте найдут к чему придраться. Это неизбежно. Если вам уже сели на хвост, они, как репей, никуда не денутся, так и будут болтаться. Эта ситуация неприятна, но весьма показательна".

Яна Седова, Фокус