Теперь запрещено не только распространять, но и пользоваться нелицензионными программами. Создатели ПО пускают в ход новые методы борьбы с пиратством
На ферме "Маяк" в селе Боромля Сумской области было 4000 голов крупного рогатого скота, 2800 свиней и четыре компьютера. 15 июня пятеро сотрудников милиции приехали на ферму и компьютеры изъяли. "Налетели, как коршуны!" – вспоминает бухгалтер Надежда Козлова. Перепуганные фермеры ордер не спрашивали, технику отдали безропотно. Вскоре на сайте "Майкрософт" появилось сообщение, что на компьютерах из ЗАО "Маяк" было установлено нелицензионное программное обеспечение (ПО) – Microsoft Windows и Microsoft Office. Правообладатель оценил причиненный ему ущерб более чем в 15 тыс. грн. – сумму, достаточную для возбуждения уголовного дела.
Пиратский сбор
В июне "Майкрософт" направил в хозяйственные суды Украины иски о взыскании компенсации с 23 компаний и организаций, которые в результате милицейских проверок были уличены в использовании пиратского ПО. В их числе – магазин сети "Технополис", компания "Укрмьюзик", "Дабл Кофе Украина" и Международный аэропорт Ужгород. Общая сумма исков составила почти 2 млн. грн.
Возможность отсуживать денежные компенсации правообладатели ПО получили недавно. 4 июня пленум Верховного суда Украины принял постановление, где указал, что использование нелицензионного ПО – такое же нарушение, как и его продажа или тиражирование. "Взыскать с нарушителя материальный и моральный ущерб закон позволял и раньше, но как это делать не знали ни юристы, ни судьи – не было механизма", – объясняет адвокат Кирилл Сергеев из компании "Моор и Кросондович". Уже в конце июня "Майкрософт" добился первой компенсации: компания "Землеустройство" по мировому соглашению возместила ущерб в размере $14,2 тыс.
Впрочем, многие не собираются сдаваться без боя. В криворожской компании "Гранд Престиж", занимающейся установкой дверей и ворот, сотрудники УБЭП изъяли три системных блока с пиратским ПО – Microsoft Windows, Microsoft Office и Adobe Photoshop. Размер ущерба правообладатели оценили более чем в 34 тыс. грн. "Это заказ наших конкурентов, – рассказывает о внезапной проверке представитель компании Андрей Сидлецкий. – Но мы уже обратились в прокуратуру. Изъятие техники было незаконным, нам все должны вернуть".
Руководство "Маяка" теряется в догадках, почему детище Билла Гейтса обеспокоилось именно их компьютерами, но уверяет, что конфликт уже исчерпан: после визита милиции предприятие закупило лицензионные диски. Владислав Шаповал отмечает, что легализация ПО post factum не снимает ответственности с нарушителя авторских прав. "Тем не менее, – говорит он, – "Майкрософт" практикует заключение мировых соглашений, по которым сумма компенсации может быть уменьшена по сравнению с суммой исковых требований".
Если вы не Билл Гейтс
Недавнее постановление пленума Верховного суда не решает проблем многих других компаний, страдающих от пиратства. Юрий Ганзюк, руководитель компании "Атлантик", которая разрабатывает компьютерные программы для детей, утверждает, что на 3 тыс. проданных копий – 15 тыс. скачиваются в сети. В компании есть сотрудник, который мониторит пиратские сайты и, когда обнаруживает на них продукцию "Атлантика", требует ее убрать. В семи случаях из десяти администраторы повинуются.
Худшей формой пиратства г-н Ганзюк считает бесконтрольную раздачу контрольных марок – наклеек, свидетельствующих о легальном происхождении продукта. По его словам, госпредприятие "Интелзащита" часто выдает эти марки пиратским компаниям. "Так, например, на прилавки попадают сборники программ с лицензионными наклейками, хотя известно, что ни один разработчик не поместит свой продукт в сборник", – говорит г-н Ганзюк.
Судиться с пиратами – все равно что биться с мельницами. Обнаружив в четырех сборниках 29 своих программ, "Атлантик" подала в суд на компанию, тиражирующую эти диски. Сумма иска – $350 тыс. "Подтвердить, что на пиратских дисках разработанные нами программы, могут только эксперты. Официальная цена такой экспертизы – тысяча гривен за программу. Но даже если мы выиграем суд, ничего не изменится. Вместо одной компании откроется другая", – сетует Юрий Ганзюк, убежденный, что правоохранительные органы уже не крышуют эти компании, а владеют ими.
Недавно появившийся механизм взыскания денежной компенсации с конечных пользователей пиратского ПО для таких предприятий, как "Атлантик", бесполезен: их продукция предназначена для домашних компьютеров, а получить доступ к ним крайне сложно. Юрий Шаповал утверждает, что "Майкрософт" также не планирует в обозримом будущем юридического преследования домашних пользователей нелицензионных программ. "Уровень пиратства в корпоративном сегменте настолько высок, что работы и здесь хватит на много лет", – объясняет он.
Херсонец Владислав Гладкий проверок не страшится: на его компьютере установлена Ubuntu – бесплатная операционная система, поддерживаемая свободным сообществом программистов. Владиславу, специалисту в IT, система понятна, а вот его супруге – не всегда. "Но ведь и для освоения Windows требуется время", – защищает Владислав бесплатное ПО.
Впрочем, даже если бы он решил обзавестись лицензионными программами "Майкрософт", скорее всего, столкнулся бы с теми же трудностями, что и бухгалтеры со скотоводческой фермы "Маяк". Покупка лицензионного Windows стоила им немалых усилий. "Диски купили в магазине в Сумах, – говорит Надежда Козлова. – Привезли специально для нас из Киева".
Евгений Сафонов, Фокус