Разделы
Материалы

Писатель-призрак. Не очень страшное кино

В украинский прокат вышел "Писатель-призрак" – первый политический триллер скандального режиссера Романа Полански

Безымянный писатель (Эван Макгрегор), специализирующийся на мемуарах знаменитостей, получает заманчивое предложение. За хороший гонорар ему нужно превратить скучные воспоминания бывшего английского премьер-министра Адама Лэнга (Пирс Броснан) в живое и захватывающее массовое чтиво. И писатель отправляется в загородный дом политика, расположенный где-то в американской глуши.

Есть всего несколько проблем. Предыдущего "призрака", работавшего над мемуарами Лэнга, накануне нашли мертвым – то ли несчастный случай, то ли ему помогли утонуть. А против самого экс-премьер-министра в Британии ведется правительственное расследование – его обвиняют ни много ни мало в военных преступлениях и связях с иракскими боевиками. Поэтому он поневоле должен задержаться в США, где ему, правда, тоже не очень рады, то и дело устраивая митинги протеста. К тому же у политика сложные семейные коллизии: жена (Оливия Вильямс) и по совместительству его главный политический советник в курсе его романа с ассистенткой (Ким Кэтролл) и совсем не в восторге от происходящего. Ну и чтобы уж совсем не было скучно, писатель обнаруживает, что во всей истории каким-то образом замешано ЦРУ.

Поверить в это довольно сложно: совершенно не обязательно разбираться в международной политике, чтобы уловить сходство персонажа Броснана не только с Блэром и отчасти Бушем-младшим, но и с самим Полански. Когда режиссер заканчивал "Писателя-призрака", в самом разгаре был скандал с его арестом за совершенное более трех десятков лет назад преступление. За монтажом и финальной доводкой картины он следил, уже находясь под домашним арестом в Швейцарии, а на вручение "Серебряного медведя" на Берлинском кинофестивале в феврале и вовсе не смог приехать.

Весь этот контекст подогрел интерес к фильму, однако смотреть "Писателя-призрака" имеет смысл не только из-за этого. Роман Полански отлично знает, как снимать триллеры, а особенно такие, где все построено на намеках. Убедительно сыгранный Броснаном Лэнг – то ли действительно обаятельный политик с актерским прошлым и верой в играющие против него убеждения, то ли нечистоплотный агент ЦРУ в британском правительстве, связанный с террористами и замешанный в нескольких убийствах. Его жена – то ли страдающая от ностальгии истеричка, то ли умело разыгрывающая личную драму интриганка. Его ассистентка – то ли использующая служебное положение карьеристка, то ли неудачно выбравшая мужа женщина.

Некоторые кинокритики уже успели сравнить Полански с Хичкоком. Может, конечно, "Писатель-призрак" и недотягивает до уровня "Птиц" или "Психо" – для этого маловато фирменного хичкоковского саспенса, сюжет простоват, да и внятной детективной линии нет. Но убедительно напомнить о том, что захватывающие триллеры могут быть без трясущейся камеры, компьютерных спецэффектов и актерской истерики в кадре, фильм уж наверняка способен.

ДОПИСАЛИСЬ
Фокус выбрал пятерку самых интересных фильмов, главными героями которых были писатели

"Бартон Финк", 1991, реж. Джоэл и Итан Коэны
В начале 1940-х годов талантливый нью-йоркский драматург Бартон Финк приезжает в Лос-Анджелес, чтобы написать сценарий дешевого фильма про рестлинг. Но в процессе работы понимает, что для начала ему нужно преодолеть творческий кризис.

"Основной инстинкт", 1992, реж. Пол Верховен
История о подозреваемой в убийстве писательнице, которая любила ходить на допросы без нижнего белья, и полицейском, который не мог контролировать свой основной инстинкт.

"Часы", 2002, реж. Стивен Долдри
Писательница Вирджиния Вульф создает книгу, через пять десятков лет американская домохозяйка Лора ее читает, а живущая еще полстолетия спустя книжный редактор Кларисса очень похожа на героиню книги. Судьбы всех трех женщин мистическим образом связаны между собой.

"Железнодорожный роман", 2007, реж. Клод Лелуш
Пока полиция расследует исчезновение "литературного негра" знаменитой писательницы, из парижской тюрьмы бежит серийный убийца, а из семьи простой французской парикмахерши уходит муж. В итоге все три линии сходятся в одной точке.

"Ангел", 2007, реж. Франсуа Озон
Анжела Деверелл пишет глупые дамские романы, и придуманный ею сказочный мир завораживает толпы читательниц. А заодно и саму писательницу, причем настолько сильно, что она не всегда способна различить вымысел и реальность.

Юлия Куприна, Фокус