Есть в Италии, молиться в Индии, любить на Бали. Рецепт счастья от Элизабет Гилберт и Джулии Робертс
Книга "Есть, молиться, любить", вышедшая в 2006 году, разошлась шестимиллионным тиражом, вдохновила турфирмы на разработку новых маршрутов по следам Элизабет Гилберт и породила уйму пародий. Например, "Пить, играть, развлекаться" – о поездке брошенного мужа в Ирландию, Лас-Вегас и Таиланд. Или "Грызть, колоться, убить" – о посещении тюрем Мексики, Голландии и России.
Пройти мимо бестселлера нью-йоркской писательницы не смог и Голливуд, изменив наклонение глаголов в названии на повелительное – "Ешь, молись, люби". Картина с 60‑миллионным бюджетом уже собрала в прокате около $ 100 млн. Пройдя через "фабрику грез", и без того незамысловатая книга стала еще менее заморочистой и свелась к идее "если не знаешь, что делать, делай что‑нибудь".
Сбыча мечт
"Не смотри на мир через голову, смотри через сердце", – рекомендует писательнице Лиз (Джулия Робертс) прорицатель Кетута (Хади Субьянто) с острова Бали. Сердце у героини действительно не самый чувствительный орган, в отличие, скажем, от желудка. Соответственно не все о"кей и с сердечными делами. Муж Стивен (Билли Крудап) вместо того, чтобы участвовать в поисках супругой смысла жизни, некстати надумал учиться. Любовник Дэвид (Джеймс Франко) разбрасывает вещи по квартире и норовит улизнуть от интима. Жизненные невзгоды даже толкнули Элизабет на тропу богоискательства. В конце концов, Всевышний, кажется, даже ответил ей, отчего Лиз еще более утвердилась в желании начать жизнь с чистого листа. А именно: стребовать у издателя гонорар за будущий шедевр и отправиться в путешествие на три "И" – Италию, Индию, Индонезию, точнее, на Бали.
В Риме и Неаполе героиня осваивает итальянский, параллельно поглощая в немыслимых количествах тамошнюю еду. Мастерски снятые оператором Робертом Ричардсоном ("Оскар" за фильмы "Авиатор" и "Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе") сцены пиршеств способны довести зрителя до голодного обморока. Итальянские оргии вышли боком даже худосочной Джулии Робертс – она поправилась на пять килограммов. Сбрасывать лишний вес пришлось уже в Индии – там ее героиня моет пол в ашраме и учится не засыпать во время медитации. Однако окончательное просветление настигает Лиз на Бали, где она встречает свое счастье. Счастье отзывается на имя Фелипе (Хавьер Бардем) и по количеству очевидных добродетелей может сравниться только со слесарем Гошей из фильма "Москва слезам не верит". Познакомившись на сотой минуте картины, к сто четвертой Фелипе уже угощает Лиз текилой со льдом, и с этого момента даже самому тупому зрителю-мужчине становится понятно, что на сей раз счастья в личной жизни героине не избежать.
Легко и еще легче
"Ешь, молись, люби" – из тех фильмов, которые злобные критики определяют как "кино для девочек", а бесхитростный зритель хвалит за красивую картинку и жизненность. От претензии на философию, которая есть в книге Элизабет Гилберт, в сценарии не осталось и следа. Что по‑своему и неплохо – большая часть банальностей осталась за кадром. Режиссер Райан Мерфи (сериал "Части тела") особо не заморачивается даже на нью-йоркских самокопаниях главной героини, из‑за чего ее скоропалительный отъезд больше похож на истерику взбалмошной барышни, чем на осознанную необходимость.
В отличие от находящегося на пике славы Хавьера Бардема, появление которого – бонус для заскучавших зрителей, для Джулии Робертс эта роль едва ли не последний шанс зацепиться за большой экран. "Что вы будете играть, если вам стукнуло сорок и вы больше не соответствуете голливудским стандартам гламура? Если вы не Барбара Стэнвик, Джоан Крауфорд, Кэтрин Хепберн или Мэрил Стрип, вам не предложат серьезные роли", – пишет о нерадостных перспективах Робертс The New Yorker. Обладательница "Оскара" и "Золотого глобуса" как может высекает искру из своей роли. К сожалению, выходит не очень убедительно, а местами откровенно фальшиво. Что поделать, идеи дауншифтинга и аутсорсинга, а также поиска смысла жизни в 2010 году кажутся не столь соблазнительными, как четыре года назад.
Кстати, ради хорошей пиццы вовсе не обязательно так далеко и надолго выбираться за пределы "Большого Яблока" – ее легко найти за ближайшим нью-йоркским углом. Не говоря уже о молитвах и любви. Но это уже совсем другая история, к Лиз Гилберт не имеющая отношения
Бестселлеры против блокбастеров
Элизабет Гилберт пока не высказалась о новом фильме. Между тем среди авторов бестселлеров недовольство экранизациями – обычная вещь
Станислав Лем против «Соляриса» Польского писателя-фантаста не впечатлила ни одна из экранизаций его книги. Сначала он разругался с Андреем Тарковским, обозвав его дураком, не желая видеть, как режиссёр делает из «Соляриса» (1972) «Преступление и наказание». Версию Стивена Содерберга (2002) писатель даже не стал смотреть. |
|
Стивен Кинг против «Сияния» Несмотря на то, что фильм Стенли Кубрика (1980) по роману «Сияние» признан лучшей экранизацией текстов Кинга, сам он эту картину считает унылым зрелищем. В отместку Кубрику писатель даже взялся режиссировать фильм «Максимальное ускорение», однако эта затея закончилась полным провалом. |
|
Уинстон Грум против «Форреста Гампа» Хотя лента собрала в прокате около $670 млн. и получила шесть «Оскаров», продюсеры «Форреста Гампа» (1994) заявили автору романа, что картина убыточная, не выплатив ему ни цента из причитающегося гонорара. В ответ Грум решил не продавать Голливуду вторую часть книги. |
|
Кен Кизи против «Пролетая над гнездом кукушки» В беседе с Чаком Палаником автор романа проговорился, что всегда ненавидел фильм Милоша Формана (1975), получивший пять оскаровских статуэток. Кизи даже подал в суд на создателей картины, обвинив их в искажении своего шедевра и превращении его в «банальный реализм». |
Михаил Кригель, Фокус