Разделы
Материалы

Хождение на три буквы. Рецензия на фильм "Ешь, молись, люби"

Есть в Италии, молиться в Индии, любить на Бали. Рецепт счастья от Элизабет Гилберт и Джулии Робертс

Книга "Есть, молиться, любить", вышедшая в 2006 году, разошлась шестимиллионным тиражом, вдохновила турфирмы на разработку новых маршрутов по следам Элизабет Гилберт и породила уйму пародий. Например, "Пить, играть, развлекаться" – о поездке брошенного мужа в Ирландию, Лас-Вегас и Таиланд. Или "Грызть, колоться, убить" – о посещении тюрем Мексики, Голландии и России.

Пройти мимо бестселлера нью-йоркской писательницы не смог и Голливуд, изменив наклонение глаголов в названии на повелительное – "Ешь, молись, люби". Картина с 60‑миллионным бюджетом уже собрала в прокате около $ 100 млн. Пройдя через "фабрику грез", и без того незамысловатая книга стала еще менее заморочистой и свелась к идее "если не знаешь, что делать, делай что‑нибудь".

Сбыча мечт

"Не смотри на мир через голову, смотри через сердце", – рекомендует писательнице Лиз (Джулия Робертс) прорицатель Кетута (Хади Субьянто) с острова Бали. Сердце у героини действительно не самый чувствительный орган, в отличие, скажем, от желудка. Соответственно не все о"кей и с сердечными делами. Муж Стивен (Билли Крудап) вместо того, чтобы участвовать в поисках супругой смысла жизни, некстати надумал учиться. Любовник Дэвид (Джеймс Франко) разбрасывает вещи по квартире и норовит улизнуть от интима. Жизненные невзгоды даже толкнули Элизабет на тропу богоискательства. В конце концов, Всевышний, кажется, даже ответил ей, отчего Лиз еще более утвердилась в желании начать жизнь с чистого листа. А именно: стребовать у издателя гонорар за будущий шедевр и отправиться в путешествие на три "И" – Италию, Индию, Индонезию, точнее, на Бали.

В Риме и Неаполе героиня осваивает итальянский, параллельно поглощая в немыслимых количествах тамошнюю еду. Мастерски снятые оператором Робертом Ричардсоном ("Оскар" за фильмы "Авиатор" и "Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе") сцены пиршеств способны довести зрителя до голодного обморока. Итальянские оргии вышли боком даже худосочной Джулии Робертс – она поправилась на пять килограммов. Сбрасывать лишний вес пришлось уже в Индии – там ее героиня моет пол в ашраме и учится не засыпать во время медитации. Однако окончательное просветление настигает Лиз на Бали, где она встречает свое счастье. Счастье отзывается на имя Фелипе (Хавьер Бардем) и по количеству очевидных добродетелей может сравниться только со слесарем Гошей из фильма "Москва слезам не верит". Познакомившись на сотой минуте картины, к сто четвертой Фелипе уже угощает Лиз текилой со льдом, и с этого момента даже самому тупому зрителю-мужчине становится понятно, что на сей раз счастья в личной жизни героине не избежать.

Легко и еще легче

"Ешь, молись, люби" – из тех фильмов, которые злобные критики определяют как "кино для девочек", а бесхитростный зритель хвалит за красивую картинку и жизненность. От претензии на философию, которая есть в книге Элизабет Гилберт, в сценарии не осталось и следа. Что по‑своему и неплохо – большая часть банальностей осталась за кадром. Режиссер Райан Мерфи (сериал "Части тела") особо не заморачивается даже на нью-йоркских самокопаниях главной героини, из‑за чего ее скоропалительный отъезд больше похож на истерику взбалмошной барышни, чем на осознанную необходимость.

В отличие от находящегося на пике славы Хавьера Бардема, появление которого – бонус для заскучавших зрителей, для Джулии Робертс эта роль едва ли не последний шанс зацепиться за большой экран. "Что вы будете играть, если вам стукнуло сорок и вы больше не соответствуете голливудским стандартам гламура? Если вы не Барбара Стэнвик, Джоан Крауфорд, Кэтрин Хепберн или Мэрил Стрип, вам не предложат серьезные роли", – пишет о нерадостных перспективах Робертс The New Yorker. Обладательница "Оскара" и "Золотого глобуса" как может высекает искру из своей роли. К сожалению, выходит не очень убедительно, а местами откровенно фальшиво. Что поделать, идеи дауншифтинга и аутсорсинга, а также поиска смысла жизни в 2010 году кажутся не столь соблазнительными, как четыре года назад.

Кстати, ради хорошей пиццы вовсе не обязательно так далеко и надолго выбираться за пределы "Большого Яблока" – ее легко найти за ближайшим нью-йоркским углом. Не говоря уже о молитвах и любви. Но это уже совсем другая история, к Лиз Гилберт не имеющая отношения

Бестселлеры против блокбастеров

Элизабет Гилберт пока не высказалась о новом фильме. Между тем среди авторов бестселлеров недовольство экранизациями – обычная вещь

Станислав Лем против «Соляриса»
Польского писателя-фантаста не впечатлила ни одна из экранизаций его книги. Сначала он разругался с Андреем Тарковским, обозвав его дураком, не желая видеть, как режиссёр делает из «Соляриса» (1972) «Преступление и наказание». Версию Стивена Содерберга (2002) писатель даже не стал смотреть.
Стивен Кинг против «Сияния»
Несмотря на то, что фильм Стенли Кубрика (1980) по роману «Сияние» признан лучшей экранизацией текстов Кинга, сам он эту картину считает унылым зрелищем. В отместку Кубрику писатель даже взялся режиссировать фильм «Максимальное ускорение», однако эта затея закончилась полным провалом.
Уинстон Грум против «Форреста Гампа»
Хотя лента собрала в прокате около $670 млн. и получила шесть «Оскаров», продюсеры «Форреста Гампа» (1994) заявили автору романа, что картина убыточная, не выплатив ему ни цента из причитающегося гонорара. В ответ Грум решил не продавать Голливуду вторую часть книги.
Кен Кизи против «Пролетая над гнездом кукушки»
В беседе с Чаком Палаником автор романа проговорился, что всегда ненавидел фильм Милоша Формана (1975), получивший пять оскаровских статуэток. Кизи даже подал в суд на создателей картины, обвинив их в искажении своего шедевра и превращении его в «банальный реализм».

Михаил Кригель, Фокус