Разделы
Материалы

Дай миллиард. Рецензия на фильм "Социальная сеть"

В украинский прокат вышла драма Дэвида Финчера "Социальная сеть" – о Facebook, его создателях и дрязгах между ними

Юный гений по имени Марк Цукерберг – странноватый угрюмый подросток, у которого очевидные проблемы в общении. Он ходит исключительно в джинсах, футболках и резиновых тапках на босу ногу, а его кудрявая голова занята в основном программированием. Таким получился у режиссера Дэвида Финчера ("Бойцовский клуб", "Семь", "Игра") создатель Facebook – социальной сети, в которой сегодня зарегистрировались более 500 млн. пользователей. Сценарий картины написан по мотивам романа Бена Мезрича "Миллиардеры поневоле: альтернативная история создания Facebook". В 2004 году, когда был запущен сайт, Цукербергу было 20 лет. Сегодня он самый молодой миллиардер. Однако слава и деньги стоили Марку отношений с лучшим другом.

"Главная ирония заключается в том, что парень, у которого серьезные проблемы в общении с окружающим миром, изобрел одно из величайших средств коммуникации, которым уже воспользовались сотни миллионов людей", – считает Дэвид Финчер.

Одиночество в сети

По версии голливудского сценариста Аарона Соркина, гениальные открытия рождаются из сердечной боли. То есть без женщины не обошлось и в этой истории. "Не стоит думать, будто ты умрешь одиноким, только потому, что ты компьютерный маньяк. Ты всегда будешь один просто потому, что ты урод!" – с такими словами Марка (Джесси Айзенберг) бросает девушка. Травма, нанесенная подругой, оказывается столь глубокой, что Цукерберг из желания отомстить ей создает сайт с фотографиями гарвардских студенток, вдрызг напивается, а также пишет в блоге гадости о бывшей даме сердца. Такое вот лирическое отступление к истории создания одного из самых популярных сетевых ресурсов.

На съемки фильма Финчера вдохновил сценарий Аарона Соркина и судебные разбирательства между Цукербергом, его другом Эдуардо Северином (Эндрю Гарфилд), а также братьями-близнецами Тайлером и Кэмероном Винклвоссами (Эрми Хаммер). Все они претендовали на часть заработанных компьютерным гением миллиардов. Гарвардские отличники-байдарочники Винклвоссы – поскольку они якобы являлись авторами идеи Facebook, а Северин – как человек, вложивший в детище Марка несколько тысяч долларов в самом начале работы над сайтом.

У Финчера получились живые и характерные персонажи. Марк Цукерберг в исполнении звезды "Добро пожаловать в Зомбиленд" Джесси Айзенберга выглядит несколько аутичным и абсолютно зацикленным на своем изобретении ботаном. Братья-мажоры Винклвоссы похожи на собирательный образ богатых студентов Гарварда, свято верящих в то, что они являются воплощением гарвардских традиций и чемпионами всего на свете. Еще один занятный персонаж – изобретатель файлообменной музыкальной сети Napster и кумир Цукерберга Шон Паркер в исполнении вечно юного поп-певца Джастина Тимберлейка. Этот идейный борец с корпорациями, погубившими его интернет-бизнес, одержим идеей мести. Кроме того, у него паранойя и нездоровая тяга к кокаину и симпатичным малолеткам.

Пожалуй, самым нормальным в этой компании выглядит персонаж Эндрю Гарфилда – Эдуардо Северин. Не исключено, из‑за того, что консультантом книги Мезрича "Миллиардеры поневоле" стал именно он.

"Один мой приятель, посмотрев фильм, сказал с некоторым изумлением, что ему никто из героев не симпатичен и в то же время никто не вызывает резкого неприятия", – поделился Джастин Тимберлейк.

Есть контакт

Новой картиной Дэвид Финчер реабилитировался перед зрителями за две предыдущие работы – не всеми понятый медитативный триллер "Зодиак" и симпатичную, но чересчур сентиментальную и затянутую "Загадочную историю Бенджамина Баттона". После мировой премьеры "Социальной сети" 24 сентября интернет заполонили восторженные отзывы в духе "Финчер даже из мультфильмов о телепузиках может сделать отличную драму или триллер". Это похоже на правду. Из истории судебных препирательств режиссеру удалось создать захватывающую картину, в которой практически нет слабых мест. Программисты порадуются знакомым словам, фанаты Facebook – подробной истории создания любимого ресурса, киноманы – тому, как четко выверен каждый кадр, девушки – милашке Айзенбергу и, конечно же, Тимберлейку.

Сам Марк Цукерберг, еще до выхода фильма утверждавший, что не собирается смотреть всякие глупости о себе, все‑таки отправился в кинотеатр, причем вместе с сотрудниками Facebook. В итоге миллиардер заявил, что нашел фильм "забавным".

Судя по всему, не только Цукерберг пошел на поводу у любопытства – за первый уик-энд североамериканского проката "Социальная сеть"
собрала $15,5 млн.

Режиссер всея сети

Дэвид Финчер считает, что герой его фильма добился всего, что хотел, но остался одиноким

Об отношении к Facebook
Считаю ли я его плохим или хорошим? Мне кажется, и то и другое одновременно. Это как с мобильными телефонами. Слава Богу, они у нас есть, но мы же не разговариваем по сотовому все свободное время. У меня есть друг, которого я однажды спросил, завел ли он себе e-mail. На что он мне ответил: "Я, вообще‑то, не особо пользуюсь интернетом. Мне не нравится радиосвязь, используя которую нужно что‑то набирать на клавиатуре". Я считаю, что печатная радиосвязь – это очень интересное видение.

О Цукерберге

Марк Цукерберг не пытался попасть в мэйнстрим. Он им владеет. Он сам и есть мэйнстрим. Он – портал в мэйнстрим!

О перемене ролей
В моей жизни случались моменты, когда я вел себя, как Марк Цукерберг. Но бывали времена, когда я был в шкуре Эдуардо Северина, – делал что‑то такое, после чего чувствовал себя полным идиотом и отчаянно жалел о содеянном.

О цене достижений
Я думаю, что цена, которую платит Марк, – это осознание ответственности за исполнение своих желаний. Он понимает, что если хочешь быть лучшим в чем‑то, то ты должен стать немного гибче и скромнее, чуть сильнее и тверже. И он таким стал. Вы видите парня, чьим ресурсом пользуются миллионы, но это значит, что ему нужно сидеть допоздна в офисе, когда все ушли на вечеринку. Он добился, чего хотел, но все так же одинок, как в самом начале.

Интервью предоставлено ком­панией B&H Film Distribution

Ирина Навольнева, Фокус