Накануне киевского концерта Борис Гребенщиков рассказал Фокусу о разрушительных песнях, отношении к U2, а также о чудесах в музыке
В Киев музыкант приезжает часто: то с концертом "Аквариума", то с персональным творческим вечером, то с выставкой живописи. Ближайший визит намечен на 26 октября, перед этим "Аквариум" выступит в Харькове и Донецке. На этот раз поводом стала новая концертная программа "Красная река". Группа сыграет четыре свежие песни, в том числе "Тайного узбека" и "На ход ноги". А также одну старую, не звучавшую со сцены более двух десятков лет, – "Поезд в огне". Поклонники "Аквариума" всегда просили сыграть ее на концертах. Впрочем, Гребенщиков, который активно гастролирует, а в перерывах ведет музыкальную радиопередачу "Аэростат", к просьбам зала прислушивается редко.
– Какие еще песни чаще всего просят исполнить во время концертов?
– О-о-о… Боюсь, мы не очень слышим, что просят из зала. Это в ресторанах можно песни заказывать, а мы играем те, которые считаем необходимым играть именно сегодня. Вот, например, в аптеку приходит человек и говорит: "Я не знаю, что у меня болит, но я бы хотел такое лекарство. Почему? Да потому что оно мне нравится на вкус". Аптекарь вправе сказать: "Я дам то лекарство, которое вам поможет".
– Когда вы привозили свою живопись в Киев, в одном из интервью сказали, что портретов не пишете, потому что вам "нельзя". Есть ли для вас такие "нельзя" в музыке?
– Я стараюсь держаться подальше от разрушительной музыки. Потому что очень хорошо знаю ее эффект. Но иногда песня приходит, и поделать с ней я ничего не могу. Разрушительными я называю песни, где есть негатив по отношению к кому‑то или к чему‑то. Я стараюсь воздерживаться от причинения зла даже в песнях.
– На концертах других исполнителей бываете?
– Иногда. Не так давно был на прекрасном концерте Леонарда Коэна.
– На московский концерт U2 не ходили?
– Нет. Я к U2 отношусь очень хорошо, они чудные люди, но без их концерта вполне могу обойтись. Приходилось их видеть в очень неформальной обстановке, и мне этого вполне хватило.
– Вы как-то говорили, что хотели бы познакомиться с Гаем Ричи, потому что вам понравился фильм "Шерлок Холмс". Удалось ли это сделать?
– Нет. У меня нет общих знакомых с Гаем Ричи.
– А с кем еще хотели бы познакомиться?
– Мне интересно знакомиться с людьми, которые что‑то из себя представляют. В этом смысле я абсолютно банальный человек.
– Самым громким кинособытием прошлого года был не "Холмс", а "Аватар". Как он вам?
– Ну, это совсем неинтересно. Он сделан по формуле. Сразу понятно, что будет в конце. Вообще, Кэмерон делает очень предсказуемые фильмы. Я всегда жду от кино чуда, в фильме "Аватар" не было чуда, там были деньги.
– Свежие впечатления подтолкнули к идее нового альбома?
– Сейчас я не вижу необходимости делать альбом. Потому что альбомы никто не слушает. Мы занимаемся отдельными песнями. А сложатся они в альбом или нет – будущее покажет.
– Перед концертами вам наверняка приносят записи, присылают по почте. Встречали что‑то интересное?
– Нет. Очень много присылают всего, но ничего, что бы вызвало мой интерес, я не встречал. У меня своеобразное отношение к музыке. Я требую очень многого. Я требую чуда.
Юлия Куприна, Фокус