Разделы
Материалы

Ураганный счет

$3 014 170 389 176 410 – если эту сумму сложить в столбик из монет, то можно добраться до Сатурна. Именно столько, то есть более 3 квадриллионов долларов, в качестве компенсации материального и морального ущерба потребовали жертвы урагана Катрина от правительства США  

Инженерные войска США (которые, кроме прочего, занимаются установкой водных укрепительных сооружений) получили от американских граждан 489 тыс. запросов с требованием выплатить компенсации убытков от урагана Катрина. Эта организация взяла на себя ответственность за последствия наводнения в Новом Орлеане, произошедшего 29 августа 2005 года и обернувшегося не менее масштабным стихийным бедствием, чем сам ураган.

247 жертв Катрины считают, что государство должно им $1 миллиард. А один особо дотошный гражданин из города Бейкер, расположенного в 150 км от эпицентра урагана, решил не мелочиться и выставил свою сумму – один квадриллион долларов.

По словам юриста Дэниэла Бекнела, который защищает права пострадавших от стихии, выплата таких денег – задача невыполнимая. Администрация инженерных войск США сообщила, что не рассматривает каждый иск в отдельности. Организация обратилась к федеральным судам с просьбой определить общую сумму выплат, которые государство может гарантировать просителям.

В докладе главы инженерных войск генерал-лейтенанта Карла Штрока, сделанного в 2006 году, приводился подробный анализ инженерно-конструкторских ошибок, из-за которых произошла трагедия. 272 из 563 км противоураганной системы города были разрушены. Система не была достроена, а, кроме того, проектировщики дамб не приняли в расчет качество почв в этой местности и естественное подтопление береговой линии.

Глаза страха
Пока в Новом Орлеане бушевала стихия, по стране стремительно распространялись слухи о том, что в городе царят паника и агрессия, всюду – грабежи и мародерство. Правда, позже СМИ, работавшие во время стихийного бедствия в экстремальных условиях, опровергли свою же недавнюю информацию о разгуле преступности. Однако некоторые печальные инциденты имели место. Так, семеро полицейских открыли огонь на мосту Данзигер, в результате чего погибли два человека и четверо были ранены. Ни у кого из пострадавших не было оружия, хотя полицейские утверждали, что граждане открыли огонь первыми. В январе 2007 года полицейским было выдвинуто обвинение в преднамеренном убийстве. Что касается ограблений магазинов, то им подверглись в основном продуктовые лавки: страдающие от голода и жажды люди разбивали витрины и выносили провизию из супермаркетов.

Катрина унесла почти 2000 жизней (основной удар стихии пришелся на штаты Луизиана и Миссисипи), 705 человек пропали без вести. Ураган разрушил около 30 нефтяных платформ, из-за него были закрыты 9 нефтеперерабатывающих заводов. Сотни тысяч людей потеряли работу, а население Нового Орлеана сократилось вдвое: люди покинули опасное место. На восстановление региона правительство выделило $105 миллиардов, а общий ущерб оценивается в $150 миллиардов. Катрина был признан самым разрушительным стихийным бедствием в истории Америки.

Трагизм и расизм
Американская общественность не раз жестко критиковала правительство США из-за несвоевременного оказания помощи пострадавшим: в течение пяти дней жители Нового Орлеана были фактически брошены на произвол судьбы. Очень скоро из стихийного бедствия Катрина превратилась в таран, с помощью которого недовольные политикой Белого дома пытались пробить изменения в социальной политике и охране окружающей среды. Опрос общественного мнения, проведенный в сентябре 2005 года телерадиокомпанией ABC News, показал, что 75% респондентов обвиняли в безответственности местные власти, 67% были недовольны Федеральным правительством, а 44% – поведением лично Джорджа Буша.

Были и попытки объяснить ситуацию расистскими настроениями: ведь 49% всех пострадавших – чернокожие. Так, на благотворительном концерте, устроенном для сбора средств для жертв Катрины в сентябре 2005 года, ведущий – известный рэпер Канджей Уэст неожиданно отступил от сценария и произнес: "Джорджу Бушу безразличны чернокожие". Эта фраза надолго стала рефреном для афроамериканцев.

Особенно мощный поток критики обрушился на мэра Нового Орлеана Рэя Нэджина и губернатора Луизианы Катлин Бланко. Их обвиняли в несвоевременной эвакуации жителей: Нэджин объявил о необходимости эвакуации лишь 28 августа, всего за 19 часов до катастрофы, хотя метеорологи задолго до этого предупреждали, что эпицентр урагана придется именно на район Нового Орлеана. Кроме того, Louisiana Superdome – огромный спортивно-выставочный комплекс, куда отправили тех, кто не смог или не успел эвакуироваться, был не готов к приему 26 тыс. человек: пострадавшие долго находились без еды и питья в ужасных санитарных условиях.

Надеются ли люди, выставившие правительству такой огромный счет, получить столь фантастическую компенсацию? Вряд ли. Скорее это попытка найти денежный эквивалент тому негативу, через который им пришлось пройти.

– 3 квадриллиона – это безумная цифра. Абсолютно бесполезно даже говорить об этом, – говорит Фокусу Лорен Скотт, экономист и глава консалтинговой компании Loren C. Scott & Associates, которая находится в Бэтон Руж (штата Луизиана). – Но что-то им, конечно, выплатят. Люди обратились с этим требованием не только потому, что им нужно выместить свой гнев. Они понесли слишком большие потери. Ураган – это стихия, с которой невозможно ничего поделать. Но людей потрясло гораздо больше то, что в результате инженерных недочетов прорвало плотины. Последствия наводнения были ужасны. Многие потеряли абсолютно все, что у них было.

Тем не менее инженерные войска США с пониманием относятся к каждому прошению. "Все, кто подавал заявление, переживают, поэтому мы обязаны уделить внимание каждому иску", – заверяют в пресс-центре.

На 3 квадриллиона долларов можно было бы приобрести 22 493 808 особняков типа Hala Ranch (штат Колорадо, США) стоимостью $134 000 000 и площадью 5 200 кв. м