24 января – всемирная премьера «Рэмбо-4». 61-летний Сильвестр Сталлоне снова в роли пуленепро-биваемого ветерана Вьетнама
Гюстав Флобер сказал: "Эмма Бовари – это я". Сильвестр Сталлоне, задай ему кто-нибудь вопрос "На кого из своих экранных героев вы похожи?", затруднился бы с ответом. Два мускулистых персонажа – Рокки и Рэмбо – неотъемлемая часть его жизни и успеха. Между прочим, вышеупомянутого Флобера Сильвестр не жалует: "Не понимаю писателей, которые пишут много лет одну книгу. Тот парень, – как его, Флобер? – написал "Мадам Бовари" в 18 лет. И что? Плохая книга, и фильм по ней сняли – полный отстой".
Адский парень
Сталлоне, как видно из этого высказывания, не интеллектуал. Он родился в Нью-Йорке, в неблагополучном районе под названием "Адская кухня". Актерскую карьеру начинал в театре. Говорят, пользовался успехом в нескольких провинциальных труппах. Увы, в кино Сильвестру поначалу доставались сомнительные роли. После успеха "Рокки" порнушка, в которой Сталлоне наглядно продемонстрировал, что он не еврей, была спешно реанимирована под названием "Итальянский жеребец" (Stallone по-итальянски как раз и означает "племенной жеребец"). Но до поры до времени и в фильмы низкого пошиба "жеребца" не звали: уж очень персонаж фактурный, сценарий для такого – еще поискать.
Устав ждать свою роль, Сталлоне сам сел за печатную машинку. Невероятно, но сценарий к переломному для своей кинокарьеры фильму "Рокки" он написал всего за три дня, вдохновившись поединком между никому не известным челленджером Чаком Уэпнером и великим Мохаммедом Али. Чак проиграл только в 15-м раунде.
Имя своему герою Сталлоне дал итальянское – Роберт Бальбоа, а кличку Рокки одолжил у легендарного супертяжа Рокки Марсиано. Продюсеры хотели выкупить сценарий, предложив Сильвестру $18 тыс. Главную роль собирались отдать звезде 70-х Джеймсу Каану. Но Сталлоне проявил характер: "Главную роль буду играть только я". В конце концов дельцы от шоу-бизнеса согласились с упрямцем. Фильм сняли за каких-то 28 дней. Успех он имел невероятный, о чем свидетельствуют 10 номинаций фильма на "Оскар", три взятых им золотые статуэтки и звание "нового Марлона Брандо", которым газетчики увенчали Слая (такую кличку соглашался терпеть Сталлоне). Элвис Пресли, говорят, и тот нижайше просил новую звезду кино прислать ему копию нашумевшего фильма.
Лишь спустя 25 лет подвиг Сталлоне повторили Мэтт Дэймон и Бен Аффлек – они написали сценарий к "Умнице Уиллу Хантингу" и не согласились его продать.
Несмотря на фантастический успех "Рокки", имя главного героя фильма не стало нарицательным. Главным образом потому, что хороших боксеров с образцово-показательной биографией – пруд пруди. То ли дело Рэмбо: образ почти эпический. Любопытно, что Сталлоне явил его свету в 1982 году параллельно с премьерой "Рокки-3". Однако придумал ветерана вьетнамской войны Джона Джеймса Рэмбо вовсе не Слай, а учитель литературы из Канады Дэвид Моррелл.
Проблема Рэмбо
Лишь после кассового успеха "Первой крови" Моррелл осознал, какого монстра породил, графоманствуя на досуге. По книге, Рэмбо – сын немца и индианки. Он, как и Сталлоне, родился 6 июля, но годом позже, в 1947-м. Его призвали в армию в 1966-м. Получив боевой опыт, Рэмбо вернулся в Штаты, занимался подготовкой "зеленых беретов". В 1969 году супергерой снова оказался во Вьетнаме. Неподалеку от вьетнамско-китайской границы он угодил в плен и прошел в нем все муки ада. Сбежать удалось лишь в 1972-м. Что было дальше – вы знаете. Собственно, об этом фильм "Первая кровь".
После сценарной доработки Слая боевик стал существенно отличаться от книги. О том, что в финале романа Рэмбо погибает, неловко даже вспоминать накануне премьеры четвертого фильма. Ясно одно: Сталлоне оказался дальновиднее Кирка Дугласа ("Спартак"), отказавшегося сыграть полковника Траутмана по той причине, что главный герой чересчур живуч.
Все последовавшие продолжения противоречат первоначальному высоконравственному замыслу Моррелла. Ведь с чем боролся Рэмбо в "Первой крови"? С твердолобостью власти и безразличием американцев к судьбам своих солдат. По сути, кавалер боевых орденов получал от родины одну награду – удар полицейской дубинкой по геройской спине.
Моррелл так верно обрисовал социальную проблему, что в 2007 году в Пентагоне был представлен доклад под названием "Проблема Рэмбо", рассматривающий, в частности, и опасность для общества свихнувшихся ветеранов войны. Типичный случай: 8 декабря 2004 года уволенный в запас морской пехотинец Натан Гейл во время концерта своего кумира – гитариста группы Pantera Даррелла Эббота - выпустил в него пистолетную обойму. Фаната "вылечили" охранники – выстрелами в упор.
С метаниями киношного Джона Рэмбо Сталлоне разобрался кардинально, отправив героя Моррелла в горячие точки. Терапия получилась шоковая и по-своему эффективная. Но нравственные ценности Сталлоне разменял на монеты мелкого достоинства.
Умения ветерана были применены в борьбе с внешними врагами государства. Для начала Рэмбо отправили на прежнее место работы – во Вьетнам, где он успешно освободил десяток военнопленных и радостно положил добрую сотню вьетконговцев. Название сиквела развеселило всех (кроме тех, кто его придумал) – "Рэмбо. Первая кровь-2" (1985).
Дальше – больше. Рэмбо заслали в Афганистан, чтобы он помог моджахедам избавиться от советских должников-интернационалистов ("Рэмбо-3", 1988). В Советском Союзе картину справедливо посчитали реакционной, что, впрочем, никоим образом не сказалось на ее кассовом успехе в мире.
Пенсионер спешит на помощь
Сценарий, как и название четвертого фильма о Рэмбо, меняли несколько раз. Наконец, благодаря спецам из журнала Soldier of Fortune, Сталлоне определился: хоть современных горячих точек на планете много, самая драматичная борьба идет в Мьянме (Бирма). Несколько народностей этой страны – шан, карены – ведут настоящую войну с властями. Первые – печально известны как поставщики лучшего опиума в мире, вторые – на треть христианский народ, проживающий на горной границе с Таиландом и воюющий за независимость в горах и джунглях уже 60 лет.
По сюжету нового фильма Сталлоне, Рэмбо ушел на покой – на берегу бирманской реки чинит катера да лодки. Но долг христианина побуждает его заступиться и за миссионеров, проповедующих слово Божье туземцам в Мьянме, и за мирных жителей каренской деревни, которым докучают бандиты.
Так ли безобидны бирманские горцы, как это может показаться на первый взгляд? Политическая ситуация в Бирме заставляет их действовать цинично. Методы каренов – партизанская война, теракты, захват заложников, подрывная деятельность. 24 января 2000 года два десятка боевиков захватили госпиталь в Таиланде недалеко от Бангкока. Они взяли в заложники 700 пациентов и 200 сотрудников из числа медицинского персонала. Аналогия с Буденовском очевидна.
Если оставить политику в стороне, ясно, что боевик получился крепкий, кстати, первый в тетралогии, который Сталлоне режиссировал самостоятельно. Помогали ему настоящие мастера свого дела. Спецэффекты наладили люди, работавшие в фильмах "Мюнхен" и "Троя", а необходимый экшн обеспечивали каскадеры, участвовавшие в проектах "Матрица" и "V – значит Вендетта".
Наивно надеяться, что в картине не прольются реки крови. Современный экшн требует жертв. Это хорошо понимают Слай и продюсеры, с которыми актер сотрудничает. Говорят, недавно они договорились о съемках "Рэмбо-5".