Разделы
Материалы

Свежесть в экран: новые телеформаты

Уже через несколько лет зрители будут смотреть и другое телевидение, и другие телевизоры. Мы хоть и с отставанием, но тоже сможем этим полюбоваться

Скоро программу телепередач будут составлять не программные службы каналов, а телезрители – каждый сам для себя. В этом уверен бывший тележурналист, а ныне депутат Верховной Рады Андрей Шевченко. По его мнению, появление такой маркетинговой услуги будет возможным на стыке телевидения и интернета. Что вполне закономерно, ведь телевидение, считавшееся в середине XX века венцом информационных технологий, испытывает острую конкуренцию со стороны мировой паутины.

Еще более образно говорит Григорий Зинченко, директор предприятия "ИНТЕР ПРОФИ", известный всему отечественному телевизионному рынку своими техническими решениями.
– Интернет – вполне ожидаемый конкурент телевидению, – рассуждает он. – По мере экономического роста любой страны у телевидения будет все больше конкурентов, включая горнолыжные трассы и рестораны. ТВ не может побороть интернет или ресторан. Но телеканал может попытаться установить большой телевизор в ресторане или привлечь своих зрителей к посещению собственного сайта.

Цифра закона
Телевидение вынуждено подстраиваться под не зависящие от него самого изменения не только в плане содержания своих программ, но и на фронтах технологий и маркетинга. И если во всем мире ведущими медиакомпаниями уже сделаны наброски и приняты стратегии, то в Украине об этом пока особо не задумываются: зачаточный отечественный интернет пока не воспринимается в качестве серьезного соперника. Более того, конкурировать жестко, по-настоящему отечественные каналы и между собой начали относительно недавно.

Поэтому одно из самых ярких технологических решений – переход на цифровой формат вещания – мало того, что ожидается лишь в 2015 году, так еще и пробуксовывает. Формально идет профессиональная дискуссия о том, какой формат цифрового сжатия выбрать: MPEG-2 или MPEG-4. Неформально – поговаривают о конфликте между ведомствами, каждое из которых старается перетянуть на себя одеяло "главного цифровика страны". Впрочем, есть надежда, что дела все-таки наладятся: Нацсовет по вопросам теле- и радиовещания, Госкомтелерадио и НКРС (Национальная комиссия регулирования связи) уже вышли на общий план реализации этого проекта.

Переход на "цифру" – это почти революция. Во-первых, будет намного эффективнее использоваться частотный ресурс, что, в свою очередь, приведет к росту конкуренции: каналов просто станет больше. Во-вторых, это улучшенное по сравнению с аналоговым ТВ качество изображения.
– Сегодня в мире приняты три основных стандарта цифрового вещания, – рассказывает Григорий Зинченко. – Американский ATSC ориентирован на высокую четкость изображения. Однако он менее устойчив к помехам и не ловится приемниками в движении. Есть также европейский DVB-T, рассчитанный на "упаковку" большого числа каналов и высокую помехоустойчивость, и японский стандарт ISDB. В Украине принят DVB-T – мы ведь почти Европа.

И на малом экране
Но одним цифровым вещанием ТВ-новшества не ограничатся. Телевидение будет атаковать экраны персональных компьютеров, мобильных телефонов и других устройств – таких, например, как iPod. И эта тенденция уже не просто технология, а часть маркетинговой политики. В Японии вовсю снимают целые сериалы для пользователей мобильников. Очень удобно: скачал перед выездом на работу новую серию – и тут же, по дороге, ее посмотрел. Ни рынок, ни техника Украины до этого пока не доросли. Но те, кто видят перспективу, в будущем смогут хорошо заработать.

Впрочем, зарабатывать будут не талантливые аматоры, которые уже сейчас пробуют запускать определенные сервисы, а крупные компании. Прослеживается тенденция объединения в медиагруппы с целью качественного и количественного контроля рынка. Одиночки обречены на вымирание, если, конечно, они не предложат потребителю нечто экстраординарное. Но внедрение того же телевидения для мобильных телефонов требует громадных интеллектуальных усилий и еще более громадных инвестиций. А дать все это может только большой капитал, в частности иностранный.
– Иностранцы уже работают в Украине, но исподтишка, через "фирмы-дочки", – утверждает Андрей Шевченко. – Работать открыто им не позволяет отечественное законодательство. Но в 2008 году парламент наверняка снимет это ограничение. Только при условии открытости, максимальной прозрачности собственности.

Также трансформация ожидает и телевизионную журналистику. Уже сейчас ведущие мировые компании, в частности, BBC и CNN активно используют любительское видео, блоги – все то, что называют "народной журналистикой". Покопавшись в украинском интернете, что-то подобное можно найти и здесь. Но ближе к народу станут не только новости – большинству каналов придется определяться со своей целевой аудиторией и идти ей навстречу. В связи с этим можно спрогнозировать определенный кризис формата так называемых семейных каналов, таких как "1+1" и "Интер". Чтобы удержать зрителя, им нужно будет что-то придумывать.

И что бы там ни говорили скептики, лет через 10–15 мы увидим другое ТВ. Оно просто приспособится под рынок – таким же образом, как газеты и радио в свое время приспособились под телевидение.