Разделы
Материалы

Нет слов. Как устроить ашрам в городской квартире

Молчание, темнота и минимум еды – этим путем идут желающие просветления украинцы. Одни отправляются молчать на Восток, другие устраивают Восток в своих квартирах

"Молчать можно по разным причинам. Потому что нечего сказать или, наоборот, потому что накопилось очень много несказанного. Бывает, молчат из-за того, что не с кем поговорить. Но все это не имеет никакого отношения к молчанию как духовной практике", – утверждает одессит Сергей Заречный. По крайней мере, 3–4 дня каждый месяц в любое время года он посвящает затворничеству, уходя с палаткой подальше от цивилизации. Говорит, его главная задача не в том, чтобы в тишине услышать другого человека, а в том, чтобы расслышать себя.

Сегодня практика молчания становится все популярнее. Отдавая дань моде, ею увлекаются даже те, кто видит в этом лишь способ побороть свою болтливость. Казалось бы, все просто: пару дней держишь язык за зубами, и просветление не заставит себя ждать. Но простота в этом случае – лишь иллюзия.

Вперед на Восток

"Изучая молчание, я провел в Индии 45 дней, из которых 10 – в ашраме Ошо (ашрам – духовная община, куда человек приходит для медитации, молитвы и духовного обновления. – Фокус), не говоря ни слова и не двигаясь, – рассказывает Валерий Писаренко. – Поначалу хотелось выть. Было очень тяжело сидеть – затекали ноги, покалывало в боках и спине. Я не мог не думать о боли, и поток мыслей не давал погрузиться в состояние внутреннего покоя".

Групповой ритрит (в переводе с английского – "уединение", "отдаление от общества") проходит по правилам и имеет строгое расписание, которого обязаны придерживаться все участники. Так, к ритриту запрещено присоединяться, если он уже начался, и нельзя покинуть его до окончания, даже если силы будут на исходе. Основная задача – наблюдать за своим дыханием. Нельзя двигаться, разговаривать и смотреть на других.

Во многих практиках, будь то йога или цигун, едва ли не главное – это достичь спокойствия ума. Те, кто отказывается говорить, должны контролировать не столько речь, сколько мысли. Поэтому главная сложность для них – не разговаривать "про себя", то есть избавиться от размышлений.

"Когда мыслительный процесс останавливается, наступает тишина в голове и покой в душе. Но это лишь в том случае, если вам удается преодолеть желание сбежать, – вспоминает Валерий. – Я смог успокоиться только на четвертый день. Исчезло даже чувство голода, ведь энергозатраты при сидячей медитации невелики".

Молчание на природе

Не имея возможности поучаствовать в групповом ритрите в Индии, один из основателей киевского ашрама Денис Тонто практиковал молчание самостоятельно, отправившись на неделю в крымские горы. За все время пребывания там он не встретил ни души.

"Молчать в таких условиях проще – природа исключает присутствие раздражителей, – говорит Денис. – Человек может абстрагироваться, в то время как украинские ашрамы пока не позволяют этого сделать. Порой приходится заниматься хозяйственными вопросами, бытовыми вещами, одновременно стараясь не концентрироваться на этом. Если же человек подвержен всплескам эмоций, постоянно неспокоен и чрезмерно энергичен, это дается нелегко".

Денис рассказывает, что в случае групповых ритритов иногда разрешено общение с наставником, но чаще запрет на разговоры не знает исключений. Голосовые связки должны быть абсолютно расслаблены.

Кстати, как утверждает Сергей Заречный, молчание целебно не только для души, но и для тела. Например, при головной боли, повышенном артериальном давлении, вегетососудистой дистонии.

В четырех стенах

Георгий Солнцев участвовал в трехдневном ритрите на специально подготовленной квартире. Во время практики нельзя было ни разговаривать, ни двигаться. Более того – чтобы ничего не отвлекало участников, молчать приходилось в полной темноте.

"Кроме меня было еще два человека. Вообще-то мы должны были молчать вчетвером, но один выбыл сразу, как только узнал, что из квартиры нельзя будет выходить, – говорит Георгий. – Никакой работой мы не занимались, чтобы не тратить силы. Питались в основном йогуртами, которые трижды в день приносил наблюдатель. Мы не имели представления ни о времени, ни о погоде. А после трех дней "отсидки" еще день ходили в темных очках, чтобы привыкнуть к дневному свету".

Квартира – идеальный вариант для тех, у кого нет опыта в этой практике. Главное – выбрать день, когда не надо будет выходить из дома. Следующий шаг – отключить все телефоны и не впускать в свою жизнь чужую речь – устную или письменную. Неудобства, которые молчальник чаще всего испытывает поначалу, затем оборачиваются легкостью и ощущением полной "перезагрузки".

"Из этой практики я вынес новые знания о себе, понимание того, что происходит внутри меня, – делится Георгий Солнцев. – Недавно меня приглашали на семидневный ритрит, но я отказался. Пока не готов столкнуться с самим собой настолько близко. Тем более, я верю, что есть вещи, которые мне и не нужно знать".

Заповеди молчуна

Первые шаги на пути к очищению через молчание.

• Провести весь день дома в одиночестве
• Выключить телефоны или поставить автоответчик
• Не включать телевизор и радио
• Исключить общение с животными
• Забыть об общении в Сети
• Не разговаривать с самим собой (вслух или про себя)

Как лучше промолчать?

Молчание как одна из духовных практик существует во многих религиях. Давая обет, монахи надолго уходили в горы или в лес, чтобы поститься и молиться в одиночестве. Сегодня одна из распространенных практик, связанных с молчанием, – ритрит. Ритриты бывают разной продолжительности, а также индивидуальные или групповые. В таком случае группа удаляется в уединенное место и проводит время в сидячей медитации с перерывами на сон и еду. Существуют и более мягкие варианты этой духовной практики – прослушивание наставлений духовного учителя, изучение текстов и несложная физическая работа.

Ольга Шиленко, Фокус