Устроить снегопад посреди лета, напустить зной зимой или прикурить от горящей руки. Что умеют те, для кого чудеса стали профессией
Снежный буран сбивает с ног. Еще секунда – и все вокруг пылает. Затем плотный дым и падающее с 50-метровой высоты конфетти. Благодаря стараниям профессионалов буран оказывается теплым и мягким. Фокус узнал секреты современных волшебников. Кто-то из них по-детски верит в сказку, другие скрупулезны, как физики-ядерщики, третьим идеи новых эффектов приходят в голову по ночам.
Бабочки в снегу
– Хочу, чтобы те, кто создает фильмы, тоже поверили в волшебство. Поэтому стараюсь задекорировать площадку еще до прихода съемочной группы. Люди открывают дверь, а здесь уже настоящая зима – сугробы, изморозь, – рассказывает киевлянка Ольга Маркова.
Ольга создает погоду уже 7 лет. Окончила отделение киноведения в киевском институте Карпенко-Карого. Поняла, что кинокритика – дело не ее жизни. Работала в московском представительстве Snow Business, получила одобрение лондонского офиса этой международной компании, открыла представительство в Украине – сегодня в нем трудится двадцать человек. Есть среди них даже водолазы, которых Ольга особо ценит за бесстрашие. Успела обзавестись соответствующими прозвищами – Снежная Королева, Фея Дождя и т. д. Против этого ничего не имеет: на шее у белокурой девушки – прозрачный кристалл-льдинка, одета она в мягкий объемный свитер.
Накануне встречи Ольга прилетела из Москвы. Обговаривала январские съемки. Россияне приедут к нам снимать "Белую гвардию" Булгакова, а французы – фильм о Чернобыле.
– Чем же зима булгаковская отличается от нашей?
– Те зимы были более снежные. К тому же снег с улиц практически не убирали, а лишь сгребали по двум сторонам мостовой и прокладывали дорожки. Погода помогает передать настроение. Снежная зима может быть сказочной, может быть суровой. Для "Тараса Бульбы" делали суровую. Причем создавали ее летом – бабочки залетали в кадр, мешали работать. Для "Белой гвардии" зиму сделаем более сказочную. Если повезет с погодой, уже лежащий снег декорируем искусственным. Съемки пройдут возле дома Булгакова, на Андреевском спуске.
– А чернобыльская зима чем примечательна?
– Это будет скорее конец осени. Холод только вступает в права, изморозь, кое-где снег. Нужно создать абсолютно иное настроение.
Работает Ольга не только с холодом и сыростью – для новелл Лары Фабиан имитировала зной. В прошлом году Ольга присмотрелась к туманам. Из-за непостоянства их трудно воспроизвести на съемочной площадке. Этим же сложен и эффект начинающегося дождя. Вообще же видов дождя не перечесть – ливень, рассеянный дождь, водяная пыль, гроза, стена из воды, перекаты.
– Я как-то поймала себя на мысли, что дождь, льющий за окном, неправильный. Ветер раздувал его потоки в разные стороны. При съемках это выглядело бы как брак, в кадре важно добиться ровного дождя.
Повелительница погоды очень любит работать со льдом. По ее мнению, это самый живой материал, он реагирует на каждое прикосновение.
– Я надеваю термобелье, лыжную куртку, брюки, ботинки и иду в морозильную камеру. Обмораживая пальцы, работаю, потом вскакиваю в машину, включаю все печки, а ледяные скульптуры на место съемки доставляются в специальных машинах-холодильниках.
В Западной Европе подражание атмосферным явлениям используют не только для фильмов, рекламы и клипов. Устраивают свадьбы, где на одной части поляны можно плести венки из цветов, а на другой гулять по мягкому снегу. Встречаются оригиналы и в Украине.
– Представьте: лето, ночь, теплый свет фонарей, поют сверчки. Во дворе частного дома мы, стараясь не шуметь, создаем зиму: устилаем газон белым снегом, украшаем деревья изящным инеем, декорируем ограду сосульками. Утром хозяйка дома выглядывает в окно и понимает, что впервые в жизни ее день рождения случился не в июне, а в канун Нового года, – рассказывает Ольга о поздравлении, которое заказали две подруги именинницы.
А своему другу Снежная Королева заморозила машину – покрыла ее искусственным инеем. Друг потом целый день смеялся, наблюдая за реакцией прохожих.
3D-невеста
– Что такое 3D? Это лишь новое название стерео. В 60-х в Союзе разработали систему "Стерео-70", за которую в 1991-м ее создателям вручили "Оскар". Некоторые принципы действия этой системы американская школа 3D до сих пор не может повторить, – сидя в кабинете, где на стене 3D-телевизор, на столе 3D-монитор, а на полках 3D-очки, рассказывает исполнительный директор украинской студии 3D Mind – Евгений Деркач.
О принципах работы техники Евгений не говорит – коммерческая тайна. Зато снять в 3D могут все что угодно. Хотите, чтобы при просмотре видео со свадьбы букет невесты несся вам прямо в руки – платите от $10 тыс. и получите полную иллюзию присутствия.
Маркетолог по образованию, Евгений понимает, какими бюджетами располагает украинское кино, и отдает себе отчет: тягаться с "Аватаром" в ближайшее время не придется. На украинском рынке 3D-эффект наиболее востребован в рекламе. Недавно студия сняла ролик для мясокомбината. Теперь заказчик возит видео по Украине и демонстрирует в стереокинотеатре, оборудованном в кузове брендированной фуры. В небольших городах люди выстраиваются в очередь, чтобы увидеть стереочудо – ощущение такое, будто сам стоишь за конвейером.
Открытие студии в Киеве стало возможным благодаря ажиотажу после выхода "Аватара". Ажиотаж, соответственно, породил неразбериху и космические цены на украинском рынке.
– Людям скажут, что секунда 3D-ролика стоит $50 тыс., и найдутся те, кто заплатит. Точно так же многие не отличают 3D от псевдо-3D. Есть фирмы, которые предлагают сделать из обычного видео стерео. Это нереально – появится лишь некий эффект объемности.
Гори рука
– Первый раз артист горел у нас не очень хорошо – цвет пламени был красноватый. Теперь мы усовершенствовали технологию – горит, как свечка, ярко-оранжевым пламенем. Себе я тоже покрывал руку специальным гелем: поджег от зажигалки, прикурил от руки, непередаваемое ощущение, – с восторгом и гордостью рассказывает руководитель харьковского театра огня East Fire Лев Пастер.
По его словам, в Украине первыми испробовали эффект горения на голом теле – до этого никто не решался.
Несмотря на то, что вырос в семье музыкантов и относит себя к людям творческим, Лев – ярый борец за дисциплину. За опоздания или выпитую перед тренировкой бутылку пива из театра безоговорочно исключают.
– У нас из первого состава осталось всего два человека – бывший физик-ядерщик по прозвищу Фикус и парень, которому сейчас 16. Он у нас с 12 лет занимается. И ему очень нравится, и его родители спокойны: знают, что в театре огня пить-гулять не получится.
Хочешь не хочешь, а дружить с дисциплиной приходится. Сколько Лев ни старался, ни одна страховая компания взять театр под свою опеку не согласилась. Ввели внутреннюю медстраховку: после каждого выступления откладывают деньги в общую кассу – на всякий случай. К счастью, таких случаев было всего два, и то незначительных. Один из артистов от "пластики" отказался – сказал, что шрамы украшаю мужчину.
Дисциплину Лев дополнил наукой. С театром работают два молодых химика. Последние их изобретения – порошок, благодаря которому вода светится в ультрафиолете, и разноцветный огонь. Над самыми масштабными выступлениями трудится научная бригада. Шоу, которое длилось 3 минуты 42 секунды и стоило 86 тыс. грн., готовили четыре ученых – три химика и один специалист по аэродинамике. Разработали эффект самовозгорающихся декораций, газовые вееры, дышащие огнем.
Ласкающая слух фраза "бюджет неограниченный" звучит нечасто. Потому, думая о чудесах, приходится не забывать о деньгах. Один заряд пиротехники стоит 80–120 грн., а для выступления надо минимум 40–50 зарядов. Но пиротехника должна быть предсказуема, поэтому театр использует профессиональную – с холодными искрами.
– Наши артисты забыли, как пахнет керосин, – с гордостью отмечает Лев. – Вместо этого вещества используем профессиональное топливо: 5 л концентрата без резкого запаха стоит 100 евро. Так шоу выглядит эффектнее, и здоровье актеров не страдает.
А пришел к этому нынешний повелитель огня, как бывает в жизни, случайно. Занимался ивентами, переселился из Мурманска в Питер, попал в Харьков, женился, прогуливаясь с молодой женой по набережной Крыма, встретил ребят, крутящих огненные шесты. Спустя четыре года "сборище панков" превратилось в театр. Сейчас ведут переговоры с инвесторами о том, чтобы летом провести международное фаер-шоу.
Анна Устенко, Фокус