Столица России давно стала символом автомобильных заторов. Одним это доставляет только головную боль, а другим приносит неплохой заработок
В московских пробках жизнь кипит и летом, и зимой. Местные коробейники только успевают менять сезонный ассортимент: от елочных украшений перед Новым годом и вентиляторов в жару до всесезонных кофе и бутербродов. Хлебных мест хватает: в российской столице, по данным центра "Яндекс.Пробки", насчитывается не менее 30 так называемых "бутылочных горлышек", в которых можно застрять до получаса. В час пик в таких местах, как Волгоградский проспект или Ленинградское шоссе перед МКАД, скорость падает до 2–3 км в час. Но если раньше зарабатывали на заторах только мелкие торговцы, сегодня в поисках прибыли на пробочный рынок выходит малый бизнес и крупные компании.
Четыре в одном
– Пробки мне на руку, – рассказывает Фокусу частный предприниматель Вадим Смирнов. – Дорога, особенно зимой, занимает много времени, а тут можно совместить приятное с полезным. Это именно тот бизнес, который использует заторы себе во благо.
Смирнов – владелец отеля на колесах DriveHotel. В 2009-м, в самый разгар кризиса, когда должность директора по набору персонала перестала приносить приличный доход, он решил открыть свое дело. Смирнов продал внедорожник Toyota Highlander и за $30 тыс. купил автодом – машину, оборудованную под жилище на колесах. Еще $3 тыс. пришлось вложить в доработку салона. В марте 2010 года бывший офисный работник открыл небольшой бизнес – его авто может быть и офисом на колесах, и отелем на час, и так называемым гримвагеном – вагончиком для отдыха актеров на съемочной площадке. Машину также можно арендовать вместе с водителем для путешествия.
– Мой автомобиль – это уникальное предложение на рынке, – не скрывает гордости Вадим. – Но спрос на него весьма ограничен. Если бы я занимался только мобильным офисом или использовал авто только как отель, я бы не выжил.
Сегодня авто более востребовано как гримваген. DriveHotel чаще заказывают на период съемок для ведущих актеров. Но есть у DriveHotel постоянная клиентура и среди тех, кто заказывает отель на час. Смирнов вспоминает своего первого заказчика, это была женщина, которая решила сделать подарок мужу. Она арендовала авто, купила суши и накрыла праздничный стол.
– Я видел удивление в глазах ее мужа, когда она встретила его с работы и мы поехали кататься. Так они провели вечер пятницы. Кстати, чаще всего именно жены делают подобные подарки своим мужьям. Бывает, встречают в аэропорту из командировки, так что, с одной стороны, это и такси, а с другой – возможность провести время друг с другом после долгой разлуки, – рассказывает Смирнов и с улыбкой добавляет: – Здесь хорошая звукоизоляция, плюс включается музыка в салоне, у меня – тоже, и мы едем потихоньку.
Минимальное время, на которое можно снять отель, – два часа. Стоимость удовольствия днем составляет $66, вечером – $97. Каждый дополнительный час в дневное время обойдется в $16, в вечернее – в два раза больше. Смирнов всегда презентует клиентам от имени фирмы бутылку шампанского.
Используют DriveHotel и как офис на колесах. Все, что может потребовать клиент, будь то дополнительный монитор или интернет, хозяин DriveHotel старается учесть заранее и внести в свой бизнес-план, а сопутствующие этому затраты считает вполне оправданными. Один из постоянных заказчиков, московский адвокат, нередко нанимает Смирнова:
– У него есть офис, но по роду своей деятельности он часто мотается по судам. А это ожидание при отсутствии быта. Бывает также, что ему нужно срочно встретиться с клиентом там, где удобно обоим.
Хотя со времени открытия предприятия не прошло и года, Смирнов уже подыскивает себе второй автомобиль – капиталовложения того стоят.
Индивидуальный подход
Для богатых трудоголиков по индивидуальному заказу и за очень большие деньги московские автомобильные ателье могут изготовить мобильный офис под ключ. Но такой тюнинг выльется в сумму, равную стоимости авто.
– Это штучная работа в любом случае. Цена зависит от опций, можно сделать на 5 миллионов, а можно на 125, – рассказывает Фокусу генеральный директор компании "Богема Авто" Виктор Поляков. – Чаще мы берем за основу классические марки – мерседесы, фольксвагены, лексусы, кадиллаки. Выполняется такой заказ за 3–4 месяца.
На сайте компании висит видео, на котором известный российский режиссер Андрей Кончаловский говорит, что давно мечтал о кабинете на колесах.
– Движение по городу можно совмещать с совещанием или встречей. Здесь можно отсмотреть какой-то материал, – перечисляет он.
В российской прессе недавно появилась информация о том, что Кончаловский купил себе мобильный офис, оборудованный на базе Mercedes-Benz Viano. Но был ли заказ исполнен в "Богема Авто", Поляков не признается.
Пробки внесли свои коррективы и в работу московских такси. Теперь многие предлагают клиентам почасовую оплату – в таких случаях чем дольше едет такси, тем выгоднее водителю. Бывает, используют так называемый "смешанный тариф". Если скорость ниже граничной (это, как правило, 28–30 км/ч) или автомобиль стоит, то взимают поминутную оплату (средняя цена – 30 центов), если такси едет выше граничной скорости, берут за километр пройденного пути. Но если таксисты наловчились избегать прямых убытков из-за заторов, то рестораны из-за пробок по-прежнему теряют клиентов.
– Когда из-за погоды начинаются проблемы с движением в центре, 50% гостей, заказавших столик, зачастую не доезжают до ресторанов, – говорит Фокусу представитель компании "Ресторанный рейтинг" Вадим Ирушкин. – Но рестораны понимают ситуацию и по максимуму держат резерв столика. Такого раньше не было. Как правило, бронь держали не более 20 минут. А сейчас ждут по максимуму, бывает и до двух часов, ведь сегодня мало кто приезжает вовремя.
А вот Александр Иванов, вице-президент Федерации отельеров и рестораторов России, считает, что пробки и снижение числа клиентов никак не связаны.
– Кроме проблемы пробок в Москве есть еще проблема парковок. И это очень серьезно. А теперь, когда начали закрывать многие парковки, ситуация только усугубится, – говорит он.
Но Иванов согласен с тем, что пробки научили людей терпимее относиться к тому, что ежедневно происходят какие-то сдвиги по времени.
– Ни одно мероприятие последнее время не начинается вовремя, может, за исключением кремлевских, – шутит он. – До кризиса были рестораны "на понтах", с сеансами на два часа. То есть, твое посадочное время, к примеру, с 6 до 8. Но ажиотаж быстро закончился. Сегодня очень мало мест, где на один столик приходится пять посадок за вечер.
Средства доставки
Быстрее традиционных видов бизнеса на пробках научились зарабатывать интернет-сервисы. К примеру, компания AlterGeo предлагает застрявшим в заторе полезную услугу, – показывает, где расположено ближайшее кафе, ресторан или заправка.
– Человек может не стоять в пробке, а пойти и выпить кофе, пока движение снова не станет свободным. Или зайти в магазин рядом, – рассказывает Фокусу основатель компании Денис Алаев. – Некоторые также "отмечаются" в пробках, в которых они бывают часто. Таким образом, можно заранее узнать, что в этом месте вас ждет пробка, и объехать ее.
Некоторые интернет-проекты, к примеру "Русавтобус", предлагают рассчитать оптимальный маршрут из одной точки в другую на общественном транспорте. Сервис не только показывает различные варианты и указывает все виды транспорта, которые придется использовать, но и прогнозирует время в пути, а пешие участки дороги прописывает в метрах.
Еще одна компания, которой удалось заработать на логистике, – "Аэроэкспресс", принадлежащая Российским железным дорогам. Заплатив за билет всего $10, можно быть уверенным, что даже при 10 баллах на сервисе "Яндекс.Пробки" ровно через 30 минут вы будете в аэропорту. В декабре прошлого года из-за сильных снегопадов компания подстраховалась и объявила, что время следования может увеличиться из-за погоды на 15–20 минут. За первые три квартала 2010 года услугами компании воспользовались 7,3 млн. человек; "Аэроэкспресс" только на продаже билетов заработал более $70 млн.
Яна Седова, Фокус