Чаще всего в телеведущие идут молодые девушки, хотя больше всего шансов попасть на экран у претендентов за 30. Фокус выяснял, где и чему учат желающих стать звездами телеэфира
Слава и высокие доходы – так рисует общественное мнение жизнь телеведущих. Ради этого идут в вузы или на профильные курсы, учатся краситься и без страха смотреть в камеру. Диплом – не гарантия трудоустройства, но это мало кого отпугивает.
Различить близнецов Гирич можно по наручным часам: у одного брата ремешок черный, у другого – коричневый. В остальном белокурые голубоглазые парни кажутся абсолютно одинаковыми.
"Мы любим шутить. Знаем, что привлекаем к себе внимание. Мы с удовольствием поднимаем людям настроение", – наперебой говорят Дима и Богдан. Занимаясь на курсах телеведущих, подрабатывают массажистами и учатся на логистов. На курсы ходят трижды в неделю. Дома, глядя друг на друга, как в зеркало, читают вслух этюды. Равняются на Урганта, Доманского и Реву.
Очередь в телевизор
Директор Института массовых коммуникаций Университета "Украина" Наталья Барна отмечает увеличение числа желающих попасть в телеэфир. "Сегодня 70% наших студентов-журналистов выбирают тележурналистику, – рассказывает она. – Два-три года назад этому направлению отдавали предпочтение лишь 50%".
– Говорить, что в Украине телеведущих выпускают больше, чем требует рынок, я бы не стал. Актеров тоже больше, чем нужно, это норма, – рассуждает медиатренер Александр Макаренко. Но тут же добавляет: – Тем, кто приходит на тренинги, я сразу объясняю: если вы окончили курс "телеведущий", это не значит, что вы стали телеведущим. Можно научить хорошо говорить, не бояться камеры, но стать телеведущим можно, только отработав определенное количество часов перед камерой.
В Украине, по наблюдениям тренера, желающих стать звездами ТВ условно можно разделить на четыре группы. Первая – это девушки, у которых много средств и свободного времени. Они пробуют себя в этой профессии отчасти для "общего развития". Вторая – люди, которые уже добились чего-то, но решили сменить сферу деятельности. Третья группа – подростки, с детства лелеющие мечту попасть в телеящик. Четвертая – те, кто не относится к первым трем.
Алина Козаченко учится на трехмесячных курсах телеведущих. Эффектная девушка имеет за плечами шестилетний опыт работы визажистом. Попробовать себя в новой сфере рискнула, выйдя замуж. "Я хочу вести передачу для женщин", – говорит Алина.
Красотка Марта Окунева в облегающем платье с глубоким декольте мечтает вести развлекательные передачи. Пришла в телеведущие с факультета политологии. Говорит, что раньше не представляла, насколько тяжела работа ведущего.
Не актер и не диктор
– Завтра будем записывать прогноз погоды для портфолио, оденься соответствующе.
– Можно прийти в уггах?
– Нет, будет не та походка. Нужно платье и туфли на каблуках, – настраивает на рабочий лад свою ученицу Антонину Паперную руководитель школы телеведущих Андрей Слободян.
– Вначале многие девушки приходили ко мне в джинсах, свитерах, не накрашенные. Я им говорю: "Ко мне надо приходить красивыми! Как на подиум", – улыбается он.
Подготовкой телеведущих продюсер (а последние три года и автор телешколы) занимается с начала 90-х. В числе своих учеников называет первые лица каналов. Залогом успешности телезвезды считает способность человека раскрыть себя: "Телеведущий – не актер. Нужно быть самим собой, тогда зрители будут вам верить".
– Как ты относишься к Уитни Хьюстон? Уважаешь? Так покажи, что ты ее уважаешь! – руководит записью видеопортфолио Слободян.
Александр Макаренко акцентирует внимание на том, что телеведущий – не диктор. Диктор зачитывает написанный кем-то текст, а ведущий должен быть соавтором программы.
Стартовать придется с фена
Тем, кто не представляет будущего без телевидения, Александр Макаренко советует начинать со штурма четко профилированных телеканалов. Их с каждым годом открывается все больше.
– Как-то я попал на канал, в эфире которого ведущий тщательно тестировал фен, – рассказывает он. Искать вакансии стоит на профильных форумах, сообществах LiveJournal и группах Facebook.
Андрей Слободян объясняет: запуская новый дорогостоящий проект на украинском телерынке, его создатели не могут рисковать. Поэтому на самые рейтинговые передачи новичкам-телеведущим вход заказан.
Препятствием на пути к славе является и гендерно-возрастной фактор.
– Девушки стесняются называть свой возраст, если им свыше 30. Между тем большинство заявок от телеканалов приходит на более зрелых женщин. Телеведущему должны доверять, а к старшим людям у зрителя больше доверия, – рассказывает Анна Ярошенко, которая помогает будущим ТВ-звездам с трудоустройством. Много заявок, по словам Анны, приходит на мужчин-ведущих.
Количество парней, желающих попасть в эфир, растет вместе с числом вакансий. По словам Натальи Барна, в начале 2000-х на кафедре журналистики их института соотношение парней и девушек было один к двум, сегодня диспропорция исчезает. Благодаря этому отечественная тележурналистика со временем станет более ориентирована на политику, расследования.
Руководитель службы производства одного из телеканалов Оксана Дыхнич говорит, что канал за людьми с дипломом тележурналиста не гоняется – на работу могут взять даже человека без опыта работы на ТВ. Тем не менее выпускников курсов телеведущих на работу брать не приходилось. Предпочтение отдают тем, кто не является "говорящей головой", способен генерировать идеи для новых проектов канала и умеет работать как репортер.
Анна Устенко, Фокус